В Верховном Суде состоялось пленарное заседание под председательством Кайрата Мами

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Сегодня под председательством Кайрата Мами состоялось очередное пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан.

В повестке дня заседания – два проекта нормативных постановлений Верховного Суда, внесение изменений и дополнений в Регламент пленарного заседания, а также рассмотрение персонального состава надзорных судебных коллегий Верховного Суда.  

Пленарное заседание Верховного Суда действует в составе Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда.

* * *

В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» Верховный Суд обладает правом по итогам изучения и обобщения судебной практики принимать нормативные постановления.  

Согласно Конституции Республики Казахстан нормы нормативных постановлений Верховного Суда являются действующим правом в Республике Казахстан наряду с нормами Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов.

Проекты нормативных постановлений обсуждаются на пленарном заседании, на основании научно-обоснованных заключений Научно-консультативного совета при Верховном Суде (далее - НКС), который является совещательно-консультативным органом.

В состав НКС входят ведущие юристы и правоведы страны, являющиеся профессорами, докторами и кандидатами юридических наук.

В рамках пленарного заседания были обсуждены два нормативных постановления Верховного Суда:

Судья Верховного Суда Ж.Волкова доложила о нормативном постановлении «О практике рассмотрения уголовных дел в апелляционном порядке».

Она отметила, что данным документом вносятся изменения и дополнения в действующую практику рассмотрения уголовных дел в апелляционном порядке, а также признается утратившим силу ряд постановлений Пленума Верховного Суда.

Вышеуказанные изменения существенно упрощают судебный процесс, направлены на достижение большей открытости и доступности правосудия.

Во-первых, они исключают норму о необоснованном отказе в рассмотрении дела в апелляционной инстанции только из-за пропуска срока подачи жалобы, протеста. В частности, если участник укажет уважительную причину несвоевременного обращения, то ему будет предоставлено право на рассмотрение в апелляционном суде.

Во-вторых, предусмотрена норма о самостоятельном от основного дела обжаловании решений судьи, вынесенных в ходе проведения процесса.

В-третьих, в настоящее время, новым уголовным законодательством предусмотрены сроки рассмотрения дела до двух месяцев и более. Вместе с тем, для исключения излишней волокиты и необоснованного затягивания судебного процесса, с учетом складывающейся судебной практики, исключена возможность необоснованного продления.

В-четвертых, строго регламентирована компетенция вышестоящего суда по пересмотру дел, по которым решение  вынесено в рамках согласительного производства.

Заседание продолжилось докладом судьи Верховного Суда Б.Макулбекова о принятии нормативного постановления «О практике применения законодательства по приватизации гражданами жилых помещений».  

Как отметил, Б.Макулбеков данное нормативное постановление Верховного Суда разработано в целях единообразного понимания и правильного применения в судебной практике некоторых норм законодательства Республики Казахстан по  вопросам приватизации гражданами жилых помещений из государственного жилищного фонда.

Ныне действующее нормативное постановление по данному вопросу Верховным Судом принято 18 июля 1997 года. После принятия вышеуказанного нормативного постановления ряд законодательных актов претерпел значительные изменения. 

В новом постановлении предусмотрено, что граждане Республики Казахстан вправе приватизировать на территории страны только одно жилище из государственного жилищного фонда. Участие в приватизации жилища через купонный механизм, и  наличие менее пятидесяти процентов доли члена семьи основного нанимателя в приватизированном ранее жилище, не препятствует в последующем реализации его права на приватизацию жилища из государственного жилищного фонда.

Кроме того, граждане не могут приватизировать жилище из государственного жилищного фонда, если они:

1) имеют иное жилище на праве собственности на территории Республики Казахстан, при этом наличие доли менее пятидесяти процентов в жилище не учитывается;

2) имеют обязательство по договору ипотечного жилищного займа на территории Республики Казахстан;

3) произвели отчуждение жилища, принадлежавшего им на праве собственности, в течение последних пяти лет до момента обращения о приватизации.

Оформление договора о приватизации, как правило, производится только на лицо, имеющее такие льготы. В этих случаях приватизируемое помещение переходит с согласия совершеннолетних членов семьи в общую совместную собственность лица, пользующегося указанной льготой, и членов его семьи. Собственник такого приватизированного помещения не может по своему усмотрению выселить из него лиц, не включенных в договор приватизации.

Вышеуказанными постановлениями усиливается защита законных прав и интересов граждан, в том числе прав собственности.  

В ходе разработки проектов нормативных постановлений изучены судебные дела по этим вопросам, подготовлены обобщения судебных практик, а также получены предложения и замечания из местных судов, от членов НКС и заинтересованных государственных органов.

Также ряд нормативных постановлений признаны утратившими юридическую силу в связи с обновлением законодательства.

По завершении К.Мами представил участникам заседания новый состав надзорных судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан.

Источник: 
Пресс-служба Верховного Суда РК