В Верховном Суде состоялось очередное пленарное заседание

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Сегодня под председательством Кайрата Мами состоялось очередное пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан (далее - ВС). Повестка дня - рассмотрение двух проектов нормативно-правовых постановлений и утверждение кадрового резерва ВС.

В заседании приняли участие члены научно-консультативного совета и представители заинтересованных государственных структур. Среди них, Заместитель Генерального прокурора Ж.Асанов, представители Конституционного совета, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, Комитета государственных доходов Министерства финансов и другие.

По проекту постановления «О практике применения законодательства о реабилитации и банкротстве»  с докладом выступил судья Верховного Суда Кайыпжан Н.У.

В своем выступлении спикер отметил, что 7 марта 2014 года принят новый закон «О реабилитации и банкротстве», которым в значительной степени были изменены нормы законодательства о реабилитации и банкротстве. В этой связи, в целях единообразного понимания и правильного применения в судебной практике норм касательно данной сферы деятельности был разработан презентуемый проект постановления.

Судом дано разъяснение такому понятию как «существенное увеличение объема бесспорных обязательств заявителя, значительное изменение финансово-хозяйственного положения должника». Оно направлено на случаи, когда должники, злоупотребляя своим правом, в течение небольшого периода времени по нескольку раз обращаются в суд с заявлением о признании банкротом или применении реабилитации, хотя уже имеется вступившее в законную силу решение суда об отказе. Теперь для повторного обращения в суд необходимо, чтобы существенно увеличился объем бесспорных обязательств заявителя и значительно изменилось финансово-хозяйственное положение должника.

Кроме того, в проекте постановления обращено внимание судов на наличие признаков, необходимых для применения реабилитационной процедуры. Таковых в данном документе всего два: неплатежеспособность должника или угроза его неплатежеспособности, а также реальная возможность восстановления его платежеспособности.

Особое внимание было обращено на нормы проекта, устанавливающие перечень возможных последствий для должника при возбуждении судом дела о банкротстве. Данные меры позволят обеспечить интересы кредиторов, сохранность имущества и не будут препятствовать продолжению работ на производствах с непрерывным или сезонным циклом, связанных с жизнеобеспечением и здоровьем граждан, охраной окружающей среды и национальной безопасности.

Также в проекте дано разъяснение касательно переходных положений, разграничивающие применение норм старого и нового закона.

В целом, следует отметить, что проект постановления способствует дальнейшему совершенствованию механизмов защиты предпринимателей и улучшению условий для их деятельности, а также позволяет четко регулировать отношения банков, кредиторов и других организаций в данной сфере публичных отношений.

По постановлению «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и сокращения срока назначенного наказания» выступил судья Верховного Суда Шегенов М.С.

Как отметил, спикер данное нормативное постановление разработано с учетом вступления в действие с января 2015 года новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.

Так, новым законодательством предусматриваются более мягкие условия для условно-досрочного освобождения (далее – УДО) ряда категорий из осужденных (беременные женщины, имеющие малолетних детей, пенсионеры, отцы - «одиночки» и т.д.). УДО и замена допускается только при полном возмещении ущерба и отсутствии злостных нарушений, а сокращение только по процессуальному соглашению, устанавливается пробационный контроль. Имеются особенности замены, отмены и запрета применения условно-досрочного освобождения в отношении несовершеннолетних.

В постановлении  прописывается перечень объективных причин не возмещения материального ущерба и морального вреда в соответствии с которыми суд не вправе отказать в УДО и замене наказания на более мягкое. К примеру, это инвалидность осужденного, заболевания, препятствующие трудоустройству и другие.      

Постановлением вводятся нормы о возможности освобождения частично или полностью от дополнительного наказания при решении вопроса об УДО или замене наказания. 

Принятие нового постановления позволит закрепить в практике судов более гуманный тренд при рассмотрении ходатайств по УДО, замены и сокращения наказания. Это позволит продолжить системную работу по сокращению в республике количества заключенных. 

В ходе разработки проектов нормативных постановлений   изучены судебные дела по этим вопросам, подготовлены обобщения судебной практики, а также получены предложения и замечания из областных судов, от членов НКС и заинтересованных государственных органов.

Участники пленарного заседания всесторонне обсудили проекты постановлений и, с учетом замечаний и предложений, единогласно проголосовали за их принятие.

Наряду с этим некоторые нормативные постановления признаны утратившими юридическую силу.

Кроме этого, в соответствии с Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» пленарным заседанием Верховного Суда утвержден резерв на должности судей Верховного Суда и иных должностных лиц судебной системы.

Напоминаем, что в рамках реализации пяти институциональных реформ государства «100 конкретных шагов» в части обеспечения верховенства закона предусматривается переход к трехзвенной судебной системе. Учитывая, что Верховный Суд станет высшей кассационной инстанцией, планируется перераспределение численности судей между областными судами и Верховным Судом в рамках утвержденного лимита штатной численности.

По завершении К.Мами подчеркнул значимость нормативно-правовых постановлений Верховного Суда в формировании единообразной судебной практики. Этот показатель является одним из основных при оценке деятельности судов, в том числе на международном уровне. Председатель Верховного Суда отметил, что в соответствии с Глобальным индексом конкурентоспособности по итогам 2014-2015 годов показатели Казахстана по «индексу независимости судов» улучшились сразу на 14 позиций. Наша страна в текущем году заняла 72 место (в прошлом году 86). Казахстан опережает такие страны как Аргентина, Италия, Испания, Россия, Турция и другие. Это есть прямой результат проводимой в республике политики по развитию судебной системы.

Источник: 
Пресс-служба Верховного Суда РК