В Восточно-Казахстанском областном суде выработан механизм реализации пилотного проекта «Банковский омбудсман»

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Председатель Восточно-Казахстанского областного суда Нурлан Каирбеков провел «круглый стол» по обсуждению механизма реализации проекта «Банковский  омбудсман».

В обсуждении приняли участие судья Верховного Суда Улбосын Сулейменова, банковский омбудсман Ерсерик Сийрбаев, судьи,  руководители и юристы филиалов банков, адвокаты, представители страховых компаний, коллекторских агентств и медиаторы.        

Выступая, Н.Каирбеков отметил о проведении в Казахстане модернизации судебной системы, введении новых институтов урегулирования споров, которые за небольшой период времени показали свою эффективность. По словам спикера, в целях уменьшения количества споров касательно страхования в июле т.г. в регионе запущен пилотный проект «Страховой омбудсман». В рамках данного проекта, за четыре месяца работы  23 спора от 25-ти поступивших разрешены омбудсманом без обращения сторон в суд. Перспективным направлением развития примирительных процедур является банковский  омбудсман. В мировой практике 80% споров разрешается на этапе направления претензии омбудсману. В остальных 20% случаях, если финансовая организация и клиент не могут договориться, то спор разрешается в суде. По статистике, значительную часть гражданских судебных споров (17,5%) составляют иски о взыскании задолженности с заемщиков и гарантов-физических лиц об обращении взыскания на заложенное имущество. Н.Каирбеков подчеркнул целью банковского омбудсмана досудебное урегулирование разногласий между заемщиками и банками,  возникающих из договоров банковского займа, путем выработки взаимовыгодного решения.  

У.Сулейменова, говоря о профилактике банковских споров, подчеркнула актуальность и перспективы развития примирительных процедур касательно разрешения данной категории споров. «Судами республики за истекший период рассмотрены около 88 тысяч исков, связанных с договорами банковского займа, из них прекращено в результате примирения сторон 4 700 дел. То есть эти дела могли были разрешены в досудебном порядке без обращения в суд. Суды Восточно-Казахстанской области уже имеют положительный опыт работы по внедрению института Страхового омбудсмана. Работа Банковского омбудсмана перспективна и в ближайшем будущем покажет свою эффективность», - считает У.Сулейменова.

Банковский омбудсман Е.Сийрбаев презентовал информацию о своей деятельности. Он рассказал о проведенных мероприятиях, а также поступлении в 2019 году 2 758 обращений по спорам касательно банковской деятельности и 1 651 - по ипотечным займам.

О судебной практике по банковским спорам выступил судья областного суда Габдулхай Ситдиков. По его мнению, несогласие заемщиков с суммой задолженности зачастую основано на непонимании ими произведенных банком расчетов задолженности. Спикер подчеркнул, что в этой связи представляется необходимым усиление разъяснительной работы банков заёмщиками по условиям договоров банковского займа, а также прав на обращение к банковскому омбудсмену для урегулирования разногласий.

Участники «круглого стола» выработали алгоритм действий по досудебному урегулированию банковских споров с привлечением банковского омбудсмана, рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Источник: 
пресс-служба Восточно-Казахстанского областного суда