О некоторых вопросах имиджа судов в Республике Казахстан

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

О некоторых вопросах имиджа судов в Республике Казахстан

 

Сарсенбаев А.О., судья Верховного Суда Республики Казахстан.

Имидж (от англ. image - «образ», «изображение», «отражение») - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Имидж - это многогранное понятие. На реальный образ судьи или любого суда влияет много факторов: прежде всего законодательство, которым руководствуется судья в своей деятель-ности, отношение к судебной системе двух других ветвей власти - законодательной и исполнительной. Важно и еще одно составляющее - это личное качество судьи, его личное отношение к вопросу имиджа - начиная с внешнего вида и до его профессиональных особенностей. Поэтому имидж должен формироваться как изнутри самой судебной системой, так и на основе определенных внешних факторов.

Имидж казахстанских судов напрямую зависит от тех задач, которые возложены на судебную систему в целом.

В первую очередь это касается доступности и простоты реализации конституционных прав граждан на судебную защиту.

Вторым немаловажным фактором, влияющим на имидж судебной системы, является упрощенный документооборот и снижение бюрократических барьеров при отправлении правосудия.

И наконец, доверие к суду невозможно без эффективного механизма исполнения судебных решений.

На сегодняшний день на законодательном уровне существуют определенные проблемы в обеспечении доступности и простоты реализации гражданами своих конституционных прав, в том числе в части простоты и доступности порядка обжалование судебных актов, что отрицательно сказывается на имидже суда в обществе.

Законом Республики Казахстан «О порядке рас-смотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года N 221- ЗРК регулируются общественные отношения с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях peализации и защиты прав, свобод и законных интересов.

В этой связи, руководствуясь нормами указанного закона, граждане  имеют право обращаться с  различными заявлениями, жалобами, обращениями, запросами, предложениями, откликами  в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства либо предоставляющие товары ( работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, субъектами крупного предпринимательства, с которыми заключен договор на поставку ( выполнение, оказание) им товаров ( работ, услуг).

Одновременно, в силу пункта 2 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», его действие не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно- процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Как следует из норм Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан, а именно статьи 1 ГПК РК, гражданское процессуальное законодательство Республики Казахстан регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим кодексом и другими законами.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 7 ГПК РК правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством. Присвоение властных полномочий суда кем бы то ни было влечет ответственность, предусмотренную законом. Решения суда по гражданскому делу могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.

На практике, как правило, ввиду низкой правовой грамотности граждан, возникают случаи, когда нормы Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» используются гражданами для подачи жалоб на действия суда и судей при рассмотрении конкретных дел в различные государственные органы.

К примеру, дело рассматривается в суде, но оно не может быть рассмотрено, потому что параллельно рассматривается жалоба заявителя на действия суда либо судьи в государственном органе, и там ведется ее учет. В итоге выходит, что граждане якобы жалуются на плохую работу суда, хотя, по существу, данные жалобы в основном содержат доводы о несогласии с вынесенными судебными актами по делу, и должны подаваться только строго в порядке обжалования судебных актов, установленном ГПК РК (апелляционное, кассационное, надзорное производство).

На наш взгляд, на сегодняшний день в Законе Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» отсутствует прямая норма, что если граждане обратились по специальным нормам ГПК РК, то они не имеют права подавать жалобы иным субъектам рассмотрения обращений, не иначе, как только согласно установленным нормам ГПК РК.

Во-первых, это будет способствовать повышению правовой грамотности населения; во-вторых, уменьшит необоснованный поток жалоб в различные государственные учреждения и суды; в третьих, ограничит возможности недобросовестых участников процесса, которые пытаются через жалобы в различные государственные органы повлиять на исход дела в суде, тем самым препятствуя осуществлению правосудия, или таким образом создать отрицательное мнение о работе судебной системы.

Следующей проблемой, влияющей на обеспечение доступности и простоты реализации гражданами своих конституционных прав, является одновременное объединение в себе гражданским процессуальным законодательством норм о частно-правовых спорах и публично-правовых спорах. Другими словами, суды общей либо специальной гражданской юрисдикции на сегодняшний день вынуждены одновременно рассматривать как дела искового производства, в которых участники процесса имеют равный статус, и дела по публично-правовым спорам (особое исковое и особое производство), в которых в основном отношения сторон основаны на подчинении одной стороны другой, и затрагиваются интересы государства.

Общим для дел по публично-правовым спорам является то, что они возбуждаются не иначе, как по заявлению, вместо подачи иска, имеют сокращенный порядок рассмотрения вместо двухмесячного как в исковом производстве, имеют отдельный, отличающийся от искового порядок вступления в силу и исполнения решения суда, практически во всех случаях указанных производств затрагиваются интересы государства, и прослеживается порядок подчиненности одних субъектов другим.

В то же время дела по публично-правовым спорам имеют и ряд отличительных характеристик по целям, срокам подачи и рассмотрения заявлений (жалоб), субъектам, имеющим право подавать заявления, участникам процесса, порядку вступления в силу решения суда и порядку его исполнения.

Для граждан вышеуказанные процессуальные юридические различия не имеют значения, так как они рассматривают суд как орган, обязанный принять и рассмотреть их спор, защитить их конституционные права и свободы.

При этом граждане, которые зачастую не разграничивают частно-правовые и публично-правовые споры, постоянно выдергивают из контекста ГПК РК общие нормы искового производства и пытаются применить к нормам публично-правовых споров. Попытки судов приведения гражданских дел в соответствии с теми нормами, которые для них в действительности относятся, вызывают у граждан непонимание, непринятие и влекут жалобы, негативное отношение к суду о якобы его зависимости от государственных органов, что также влияет на имидж суда.

В связи с этим введение института административной юстиции более чем необходимость сегодняшнего времени. Данный институт позволит разграничить подсудность дел между судами гражданской и административной юрисдикции, в целом снизит поток жалоб на суды и повлияет на повышение имиджа суда как органа, отстаивающего интересы граждан и юридических лиц. Одновременно введение института административной юстиции повысит дисциплину самих государственных органов и его должностных лиц, что, несомненно, также положительно отразится на качестве государственного управления в целом.

В целом введение вышеуказанных нововведений в Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» повысит имидж суда и покажет реальное положение дел в судах, а также его значимость в обществе как органа, действующего в интересах как физических и юридических лиц по разрешению их проблем, как представителя третьей ветви власти в Республике Казахстан, укрепив конституционный принцип разделения властей.