Высокая профессиональная культура как важный фактор противодействия правонарушениям

Версия для печатиВерсия для печати

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Алимбеков М.Т., председатель
коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики
Казахстан, к.ю.н.
Ниязгулов Д. – докторант (PhD)
ЕНУ им.Л.Н.Гумилева

Высокая профессиональная культура как важный фактор противодействия правонарушениям

В науке под культурой понимается позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.). Под позитивным опытом и знаниями подразумеваются опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого используются им. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово «культура» есть почти во всех языках мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимые человеком в процессе целесообразной деятельности. На современном этапе особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества. Одним из элементов высокой культуры выступает правосознание человека - представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. В этом аспекте интересен вопрос о механизме воздействия права на общественное сознание, общественные отношения. В этих целях необходимо освоить такую категорию, как правовая культура, которая используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества рассматривают правовые феномены, описывают и приводят понятия ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе. «Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества»[1].

Под правовой культурой понимается «определённый уровень правового мышления и чувств, восприятия правовой действительности»[2], а также «надлежащая степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета»[3]. Правовая культура включает в себя «специфические способы правовой действительности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.)»[4], законы и системы законодательств, судебную практику как результат правовой деятельности.

Правовая культура человека — сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества, государства. И для того, чтобы воспитать в себе высокую правовую культуру, необходимо представить себе это явление в существенных чертах и понять его значение для общества и отдельного человека. Правовая культура формируется постепенно: вначале закладывается фундамент правовой культуры, далее под влиянием окружающей среды появляются, а затем формируются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим, население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания, в структуру которого входят конкретные правовые нормы (гражданского, уголовного, административного и т.д. права), положения правовой теории, факты истории права. Данный уровень развития правосознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Было бы ошибочным строить рассуждения, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

Однако некорректно рассматривать правовую культуру на элементарном уровне. Это становится понятным при изучении ее специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения»[5]. Правовая культура во многом определяется такими факторами, как деятельность граждан по реализации права.

Уровень развития правовой культуры населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Юристы должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций. «Уровень профессиональной правовой культуры, т.е. правовой культуры профессионалов-юристов, определяется степенью развитости культуры каждого юриста, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Каждый юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и тем самым укреплять не только свой престиж, но и престиж сообщества юристов»[6]. Профессиональная культура юриста включает в себя:

знание законодательства и возможностей юридической науки;

убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры сво­боды и справедливости;

умение пользоваться в повседневной деятель­ности правовым инструментарием законами и другими правовыми актами, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики. Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уров­не последних достижений теоретической и практической юриспруденции.

Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют достаточно высокого теоретического уровня правовой культуры, которая, в свою очередь, вырабатывается коллективными усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение - «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»[7], является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Необходимо учесть, что важная роль в процессе правоприменения принадлежит судьям как носителям судебной власти.

Следует отметить, что совершенствование правовой культуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального укрепления третьей ветви власти в Казахстане — судебной. По словам Председателя Верховного Суда К.А. Мами, главная задача состоит в том, чтобы у каждого человека, обратившегося в суд, независимо от исхода дела, всегда оставалось доверие и уважение к судье как к профессионалу, к суду в целом»[8].

Человечество изобрело суд в качестве инстанции, определяющей высшую справедливость. В обязанность суда входит установление права, т.е. правды, справедливости. Как известно, суд рассматривает и решает дела в соответствии с законом и правосознанием. Правосознание, сложившееся на базе жизненного опыта в ходе рассмотрения конкретных дел, имеет огромное значение при осуществлении правосудия. «Главная цель и назначение суда заключены в самом определении «вершить правосудие» – достижение торжества справедливости, объективности и беспристрастности»[9]. Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого, суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть.

Принимая решения, суд может на основе закона лишить человека свободы за совершение преступления, решить вопрос о собственности у физических или юридических лиц, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав. Именно поэтому изучение вопроса о профессиональной культуре юристов, в том числе судей, является актуальным и востребованным.

По мнению Председателя Верховного Суда К.А. Мами, должно больше внимания уделяться значимости профессии юриста, заслуженного уважения к суду. Лучшим способом воспитания является пример качественной, добросовестной ежедневной профессиональной работы судьи, формирующей самым непосредственным образом уважение к суду[10].

Ретроспективный анализ становления судебной ветви власти в суверенном Казахстане показывает, что задача формирования высокопрофессиональных судей всегда стояла перед органами правосудия в нашей стране. К примеру, профессор Кенжалиев З.Ж. отмечает: «Профессиональная культура особую остроту приобретает в наши дни, причем это связано, конечно, с проявлением масштабной борьбы с коррупционными правонарушениями во всех звеньях органов государственной власти»[11]. Мы присоединяемся к мнению Мами К.А. [12], который указывает на необходимость с научной и практической точки зрения обсудить ряд вопросов, связанных с предотвращением негативных проявлений в сфере правосудия и формированием высокопрофессионального корпуса судей и работников судебной системы.

Особого внимания заслуживает рассмотрение общетеоретического понятия профессиональной культуры, которая состоит из нескольких составляющих элементов. В широком смысле под профессиональной культурой понимают совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. «Профессиональная культура - это часть общей культуры, которая требует от судьи не только знания содержания нормативных правовых актов, но и обладания широким представлением об окружающих явлениях действительности»[13]. Профессиональной культурой должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, и реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.

Рассматривая профессиональную деятельность судьи, которая включает в себя понятие профессиональной культуры судьи, ученые-правоведы выделяют следующие аспекты:

Профессиональный аспект - обеспечение подлинной независимости судей в профессиональной деятельности.

Институциональный аспект - организация судебной деятельности, необходимость установления действенных правовых рычагов, способных предотвратить судебный произвол.

Нравственный аспект - моральные качества и нравственные требования к личности судьи. «Какой бы профессией ни владел человек, каким бы специалистом он ни был, деятельность его станет общественно полезной, если в ее основе лежат нравственные принципы»[14

К компонентами профессиональной культуры судей можно отнести:

наличие широкого юридического мировоззрения, т.е. глубокие знания законодательства, его принципов, задач, целей;

высокая профессиональная (юридическая) подготовка, предполагающая четкое знание правовых норм и наличие навыков профессионального опыта, необходимого для правильного их применения;

устойчивое внутреннее убеждение в необходимости строгого соблюдения закона;

нравственные установки судей.

Проявление составляющих компонентов профессиональной культуры судей можно наглядно продемонстрировать на одной из стадий судебного процесса.

Например, такой компонент профессиональной культуры, как уважение личности, участвующей в судебном процессе, ее чести и достоинства, проявляется на всех стадиях судебного процесса. Знание и понимание правовых норм и принципов, основанные на теоретико-правовой подготовке, особо значимы на стадии выбора правовой нормы для вынесения судебного решения. Нравственные, этические требования, предъявляемые к судье, самым тесным образом переплетаются с его процессуально-правовыми обязанностями. У казахов есть очень мудрое и меткое выражение: «адал би - aділ би», что означает: «честный судья – справедливый судья». О чем это говорит? О том, что судья должен быть не только профессионалом своего дела, но, в первую очередь, высоконравственным, честным и порядочным человеком. Такой судья никогда не переступит порог беззакония, внутренней совести, а решения его будут справедливыми и обоснованными. Это имеет исключительное значение, поскольку мы говорим о высоком статусе судьи, значимости выполняемой им миссии»[15].

Особой значимостью для судей обладает такой элемент правовой культуры, как социально-правовая активность. В Конституции РК данное обстоятельство получило соответствующее отражение. Согласно статье 78 Конституции, «судьи не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным». Из этого положения следует, что высшим актом воплощения справедливости в обществе является Конституция, а решения судей есть решения о справедливости, основанные на Конституции.

Таким образом, в центре правового государства стоит суд как выразитель высшей справедливости общества. Именно поэтому в ст. 77 Конституции РК провозглашено, что судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только закону. Данное обстоятельство получило дальнейшее закрепление в ст. 1 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан» от 25 декабря 2000года: «…Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. …Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных решений и требований судьи влечет установленную законом ответственность».

Суд должен применять законы так, чтобы результат был справедливым. Вот как говорит о деятельности суда академик НАН РК Зиманов С.З.: «Личностная фигура ни в одной из сфер общественной, государственной жизни не играет столь важного, я бы сказал, исключительного значения, как в сфере судебной деятельности. Добро и справедливость – это те нравственные устои, которые составляют главные элементы духовности человека. Они заложены в природе человека, однако, чтобы они проявились, их надо «освобождать» от подавления и угнетения, раскрывать и воспитывать в процессе общественно-политических отношений. Эти качества очень важны для судей, к которым люди и общество все больше обращаются, чтобы найти правду и справедливость. Они не должны быть обмануты в своих надеждах, каким бы тяжелым путем они им не достались. Судья говорит не от своего имени, а от имени государства, коллективной и высшей инстанции сообщества, и это накладывает на него очень большую ответственность. Значение деятельности судей таково, что его поведение и решение может восстановить, возвысить достоинство человека или загнать его вглубь, и даже умертвить. Вот почему судьи во всех случаях должны быть олицетворением искусства добра и справедливости. Создавать условия, воспитывать и требовать, чтобы они были таковыми – неустанная задача государства и общества в целом»[16].

Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает свое мастерство и шагает в ногу с достижениями теоретической и практической юриспруденции.

Современные общественные отношения и проводимые реформы в судебной системе выдвигают все более жесткие требования к квалификации судей, исходя из этого, большое значение придается правовой культуре и правосознанию судей. Судьи должны обладать не только большим профессиональным опытом, но и высоким уровнем правовой культуры. Однако еще встречаются случаи, когда лицо, поступающее на должность судьи, не до конца осознает той ответственности, которая возлагается на него при отправлении правосудия. Некоторые из таких судей восприняли конституционный принцип независимости судьи как свою личную безответственность и независимость от всего, в том числе и от интересов общества и государства. «Специфика деятельности суда такова, что даже один незаконный приговор или решение, один нечистый на руку судья может существенно навредить репутации правосудия в целом. Именно поэтому проблема формирования достойного кадрового потенциала судов, повышения общественного авторитета суда стала для нас задачей номер один»[17].

В современной обстановке целесообразно обратить особое внимание на такие критерии отбора кандидатов на должность судей, как высокие этико-моральные качества, безупречная репутация, полное осознание специфики профессии судьи. При прохождении ими стажировки особо следует обращать внимание на такие его личностные качества, как принципиальность, твердость убеждений, способность противостоять любому вмешательству в его деятельность по отправлению правосудия. В одном из своих выступлений Председатель Верховного Суда Мами К.А. отметил, что одной из реальных мер, направленных на повышение профессионального уровня действующих судей, а также предупреждение правонарушений, стало преодоление издержек в системе подбора судейских кадров[18], что на самом деле является эффективным механизмом на пути преодоления коррупционных проявлений в судебной системе. Затрагивая вопрос о коррупционных правонарушениях, необходимо выделить два основных блока. Первый - это мотивация, и второй – общественные условия, в которых они реализуются. Любое коррупционное правонарушение начинается с мотива и стимула. Стимулом для коррупционных проявлений чаще всего выступает недостаточный уровень заработной платы. В то же время коррупционные проявления имеют место даже там, где есть достаточно высокий уровень заработной платы и среди тех, кто достаточно обеспечен. Именно в этом случае затрагивается вопрос о духовных ценностях каждого гражданина и общества в целом. Какие ценности имеет общество, какая идеология существует, каков реальный разрыв между формальными и неформальными стандартами поведения? Все это ключевые моменты мотивационной части коррупционного явления. Таким образом, можно констатировать, что правовая культура и высокий уровень профессиональной культуры каждого судьи играют решающую роль в предупреждении коррупционных и других правонарушений в судебной системе. Профессиональная культура судьи тесно связана с его нравственными качествами. Для судьи важно сохранить баланс между человечностью (добротой) и строгостью (справедливостью). И здесь первостепенную роль играет осознание судьей своего долга, его убеждения и самовоспитание. Эта задача как личностная, так и государственная. Стоит отметить, что эти качества не достигаются быстро, а постепенно воспитываются и формируются в процессе судебной деятельности.

Коррупционные правонарушения теряют почву там, где имеется высокое качество подготовки специалистов. Коррупционные правонарушения теряют почву там, где компетентные специалисты исправно выполняют свои государственные функции, справедливо, объективно решают возникающие проблемы, убеждая всех в выборе правильных вариантов их решения, одобряемых подавляющим большинством и не оставляющих повода для серьезных сомнений. Преодоление коррупционных правонарушений в решающей мере зависит от высоты интеллектуального развития, уровней компетентности, образованности и патриотизма, честности и добросовестности, нравственной чистоты кадров, управления специалистов, их умение оценить достоинство и недостатки в действиях окружающих людей, исходя из приоритета общих интересов и отрицания антиобщественных, противоречащих внутренней человеческой природе человека[19].

В одном из своих выступлений Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «Для искоренения коррупции в судебной системе надо сделать так, чтобы мздоимство в судейской среде было не только нравственно недопустимо, но и экономически невыгодно. Судья должен дорожить своим креслом и знать, что, нарушив закон или профессиональную этику, он потеряет не только право состоять на государственной службе, но и весь пакет социальных гарантий»[20].

По словам Мами К.А., бороться с коррупцией в судебной системе исключительно методами и средствами правоохранительных и специальных органов – значит, бороться только с последствиями, но не c причинами, порождающими это социальное явление. Мы же хотим охватить социальные и правовые аспекты развития общественных отношений с учетом казахстанской специфики и накопленного мировым сообществом опыта борьбы с коррупцией[21].

Дело в том, что не только чиновники, но и многие граждане не считают коррупционные правонарушения абсолютным злом. Ведь если взять такой состав преступления, как взяточничество, в нем всегда две стороны – та, что берет и та, что дает. В нашей стране еще не стал превалирующим следующий принцип: «Не давай взятку – и ты внесешь свою лепту в борьбу с коррупцией, а если вымогают взятку – обращайся в правоохранительные органы». В странах с высокой правовой культурой практически отсутствуют коррупционные правонарушения, при этом данные обстоятельства не связаны с наличием или отсутствием какой-либо выгоды, а это связано с перспективой для человека, замешанного в коррупционном правонарушении, полностью лишиться карьеры. Такое же отношение к коррупции должно быть сформировано и у нас.

В то же время складывалось положение, когда добросовестные судьи были абсолютно не защищены от необоснованных и произвольных обвинений и даже клеветы в свой адрес в связи с осуществлением ими правосудия. Это также недопустимо. Любые действия судьи, связанные с нарушением закона, волокитой, невыполнением требований, предъявляемых к судье, в том числе требований Кодекса судейской этики, либо иные действия, порочащие высокое звание судьи и авторитет суда, должны быть обязательным предметом рассмотрения дисциплинарно-квалификационной коллегией судей.

Средства массовой информации должны не только информировать общественность о конкретных случаях коррупционных правонарушений, но также пропагандировать антикоррупционную программу и формировать новые нормы гражданской морали. Вместе с тем государство активно проводит политику, направленную на противодействие и пресечение коррупционных правонарушений. Противодействие коррупции является стратегическим приоритетом государственной политики. Сегодня же, когда страна вступает в качественно новый этап общественно-политического и социально-экономического развития, принципиальная и бескомпромиссная борьба с коррупцией становится важнейшим условием не только дальнейшего продвижения начатых реформ, но в целом успешного развития страны и реализации поставленной Президентом задачи по вхождению Казахстана в число наиболее развитых и конкурентоспособных государств.

Если обратиться к опыту Российской Федерации, меры по противодействию коррупции приняты на федеральном уровне, одобрены президентом Российской Федерации Д.Медведевым. Антикоррупционные мероприятия закреплены в Национальном плане противодействия коррупции от 31 июля 2008 года[22]. В главе 3 данного плана акцентируется внимание на действиях по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

Аналогичные действия предприняты в Республике Казахстан, например, наше государство ратифицировало Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года[23]. Конвенцией предусматривается комплекс мер по предупреждению коррупции, в том числе в сфере государственной службы. Ратифицировавшие данный документ государства обязаны обеспечить честность и прозрачность работы, открытость в управлении страной. В целях предупреждения коррупционных правонарушений 23 декабря 2005 года Указом Президента РК утверждена Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 гг.[24]. Программа охватывает целый комплекс мер, направленных на снижение уровня коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества. Таким образом, государство на законодательном уровне подтвердило приоритетность повышения профессиональной культуры и правосознания как одного из реальных механизмов противодействия коррупционным правонарушениям.

В рамках профилактических работ по противодействию коррупции в судебной системе в Верховном Суде проводится мониторинг судебных кадров, для чего образована и успешно функционирует информационная база данных "Суды и судьи Республики Казахстан", содержащая сведения о каждом судье, в том числе и о совершенных им правонарушениях и проступках. Это позволило достичь определенных положительных результатов в области повышения профессиональной культуры судей и способствовать предупреждению правонарушений, росту доверия общества к суду.

Проблема коррупционных правонарушений не столько правовая, сколько социально-политическая. При этом следует отчетливо понимать, что “ликвидировать” коррупцию, как и любое иное социальное зло, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, невозможно. Речь должна идти о значительном ограничении масштабов явления, введении его в “цивилизованные рамки”, защите массы населения от коррупционных правонарушений на всех уровнях – от рядового работника и до представителей высших эшелонов власти.

На основе проведенного анализа и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что краеугольным камнем в системе противодействия коррупционным правонарушениям выступает профессиональная культура судей, а в целом высокая правовая культура. К числу антикоррупционных мер можно отнести следующие:

формирование гражданского общества и высокой правовой культуры у населения;

качественное повышение требований к профессиональной культуре судей;

четкое и неуклонное соблюдение кодекса судейской этики и морали;

обеспечение полной независимости и повышение престижа суда (судей);

максимальная прозрачность деятельности судей для общественности, населения, средств массовой информации;

существенное повышение оплаты труда судей и одновременно требовательности к ним.

Формирование профессиональной культуры — сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, повышение юридических знаний у судей, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности, оказывает большое влияние на процесс формирования профессиональной культуры судей.

Профессиональная культура характеризует высший этап освоения профессии. Ее носителю, помимо высокого профессионализма, должна быть присуща высокая профессиональная и общая мораль, особое мировоззрение, специфические психологические черты и ценностные ориентации, способные противостоять влиянию со стороны, способствовать предупреждению коррупционных проявлений в судебной системе. Профессиональная культура — необходимое условие сознательного осуществления судьей своего долга перед обществом вершить правосудие, что способствует развитию прогрессивных взглядов, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления судей являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, предупреждения и профилактики правонарушений, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

[1] Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура?» - М, «Просвещение» 1988. - С.6.

[2]Дмитриев Ю.А., Казьмин И.Ф., Лазарев В.В. и др. / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. Общая теория права: Учебник для юридических вузов.. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – С. 148 

[3]Там же, С.149.

[4]Там же, С.15

[5]Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура?». - М., 1988. - С.6 

[6]Скакун О.Ф., Овчаренко Н.И. Юридическая деонтология. Учебник. - Х., 1998 - 270 с.

[7] Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура?». - М., 1988. - С.6. 

[8] Мами К.А. «Вершить правосудие» // «Экспресс- Казахстан» - 2007. - 17 октября.

[9] Там же.

[10] Мами К.А. - Интерью журналу Заңгер. – 2007. - № 12.

[11]Кенжалиев З.Ж. Конституционно-правовые основы формирования профессиональной культуры работников судебной системы: Сборник материалов научно-практического семинара. - Алматы, 2008.

[12] Профессиональная культура как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе. Сборник материалов научно-практического семинара . - 2008.

[13] Рогов И.И. Профессиональная культура как важный фактор противодействия правонарушениям в судебной системе. - 13.03.2008.

[14 Горский Г.Ф.,. Кокорев Л.Д, Котов Д.П.. Судебная этика. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1973.

[15]Мами К.А. Интерью журналу Заңгер. - 2007. - № 12.

[16] Зиманов С.З. Быть олицетворением добра и справедливости… // Заңгер. - 2001. - № 1. - С. 5.

[17] Мами К.А. Порядочность как критерий профессионализма // Экспресс-К. - 2005. – 9 июля.

[18] Мами К.А. Низкий профессиональный уровень начинающих судей - это в немалой степени издержки вузовского образования. - Казахстанская правда. – 2006. – 26 июня.

[19] Нурсеитов А.Ш. Качественная подготовка и создание благоприятных условий для эффективной деятельности менеджеров как факторы преодоления коррупции. Коррупция в Казахстане (сущность, проблемы, предупреждение): Материалы международной научно-практической конференции – Астана. – 1999. - 11-12 июня. - С.173.

[20] Назарбаев Н.А. Интервью газете "Казахстанская правда". – 2005. - N 39.

[21] Мами К.А.. Тезисы к выступлению на научно-практической конференции "Правосудие и проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией". - Киев, 21-23 февраля 2001.

[22] "Российская газета" - Федеральный выпуск №4721 от 5.08. 2008

[23] Казахстанская правда. - 2008. - N 95 (25542) от 6 .05.

[24] Казахстанская правда. - 2005. - № 356-357 (24966-24967) от 29.12.