Уважаемые коллеги, друзья!
Развитие судопроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, расценивается судами Республики Беларусь как важная системная гарантия защиты прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательской деятельности при их взаимодействии с государственными органами и иными организациями.
В настоящее время в Республике Беларусь наибольшее распространение получили два способа защиты прав граждан в сфере их взаимодействия с властными учреждениями – административный и судебный механизмы.
Конституцией Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом, предоставлена возможность направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, которые обязаны их рассмотреть и дать ответ по существу в определенный законом срок.
Когда государство и его должностные лица стараются давать как можно меньше поводов людям с собой судиться – это лучшая, на наш взгляд, стратегия. В этом залог кредита доверия населения к властным институтам. Одновременно это действенное средство от перегрузки судебной системы спорами, которые в правовом государстве вообще не должны возникать.
Поэтому приоритетным направлением развития административного правосудия в Республике Беларусь было признано совершенствование механизма защиты прав граждан и юридических лиц, и, соответственно, законодательства, регламентирующего эти отношения. И в этом направлении сделано немало.
Прежде всего систематизированы и выведены на должный уровень обязательности все административные процедуры в различных отраслях государственной деятельности Республики Беларусь, на нормативном уровне установлен четкий и прозрачный механизм их осуществления органами исполнительной власти.
Наиболее полно, с высоким уровнем конкретизации порядок осуществления административных процедур в нашей стране реализован в Законе «Об основах административных процедур».
В этом нормативном правовом акте закреплены не только условия и регламентация специальных процедур, компетенция и полномочия уполномоченных лиц осуществлять административные действия, порядок принятия и исполнения соответствующего решения, но и процедура его обжалования, в том числе судебного.
В целях повышения эффективности работы с гражданами, качества обеспечения жизнедеятельности населения и открытости государственных органов в марте текущего года внесены масштабные изменения в соответствующую Директиву Президента Республики Беларусь о дебюрократизации государственного аппарата.
В процессе её реализации были приняты меры по дальнейшему совершенствованию порядка осуществления административных процедур, повышен уровень информатизации в сфере работы с гражданами и организациями, должностные лица ориентированы на разрешение проблем и трудностей населения в первую очередь непосредственно на местах.
В названной Директиве сформулирован основополагающий принцип в работе учреждений и ведомств, в том числе судов, принимающих решения, которые затрагивают права и законные интересы граждан. Этот принцип заключается в том, что в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.
За ущемление чиновниками прав и законных интересов людей законом установлены строгие меры ответственности, вплоть до денежного штрафа. За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей и превышение должностных полномочий в работе с гражданами введена строгая дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Судебная статистика свидетельствует, что ежегодно в суды общей юрисдикции Республики Беларусь поступает до двух с половиной тысяч дел, возникающих из административно-правовых отношений. В общем количестве рассматриваемых гражданских и экономических споров данная категория составляет менее 1%.
Наиболее распространенными примерами подобных конфликтов в нашей стране является обжалование в вышестоящий орган или суд неправомерных, ущемляющих права граждан действий (бездействия) должностных лиц или государственных органов. В 2014 году судами Республики Беларусь рассмотрено 1 700 таких дел, удельный вес которых составил около 80% из всех административно-правовых производств.
По данным жалобам предусмотрен первоначальный внесудебный порядок обжалования принятого административного решения в орган или организацию, вышестоящие по отношению к органу, его принявшему. Рассмотрение судом дела осуществляется после его предварительного обжалования в рамках административной (внесудебной) процедуры.
Мы изначально довольно скептически относились к такой предварительной процедуре. Но, практика работы судов показала, что такой порядок обеспечивает достаточно оперативный и полный механизм исправления ошибок или устранения препятствий к реализации гражданином своего законного права в случае ненадлежащего разрешения его требования первичным органом.
Правовое регулирование порядка судебной защиты интересов личности в споре гражданина с властными учреждениями в нашей стране осуществляется в рамках единого Гражданского процессуального кодекса и основывается на тех же принципах, что и другие виды производств.
Процессуальное законодательство предусматривает специфику разрешения споров, возникающих из административно-правовых отношений.
Во-первых, это презумпция прав граждан, т.е. обязанность доказывания законности и обоснованности действия или решения государственного органа либо должностного лица возложена на то ведомство или организацию, которое приняло такое решение.
Во-вторых, срок рассмотрения административного дела ограничен одним месяцем, что позволяет суду оперативно восстановить нарушенное и оспариваемое право гражданина или юридического лица. При этом на период разрешения судом жалобы по ходатайству стороны суд обязан приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.
В то же время не подлежат судебному обжалованию решения государственных органов и должностных лиц, имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь.
Судебная практика показывает, что доля подтвержденных нарушений прав и интересов гражданина, обратившегося за судебной защитой, достаточно высока. От 30 до 40 % заявленных стороной сведений об ущемлении его прав находили подтверждение в суде и соответственно судьи удовлетворяли жалобы. Ведь от качества их рассмотрения во многом зависит авторитет самой власти, доверие и поддержка её обществом.
В целях обеспечения правильного и единообразного рассмотрения судами таких дел Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь было принято специальное постановление, разъясняющее практику применения правовых норм, регулирующих административно-правовые отношения, в том числе процессуального законодательства.
Суды при удовлетворении жалоб в обязательном порядке взыскивают с проигравшего административного органа процессуальные расходы по делу, в том числе за оказание юридической помощи. Также судами осуществляется контроль за исполнением своего решения в случае удовлетворения требований заявителей.
В частности, административный орган обязан известить суд об исполнении решения суда по делу.
Обеспечение законности и эффективности в этом сегменте правосудия производится также за счет введения внутренней специализации в рамках существующей судебной системы на всех ее уровнях. Соответствующая специализация введена и в Верховном Суде.
Это обеспечило возможность качественного и своевременного рассмотрения и разрешения споров, возникающих из административно-правовых отношений, позволило накапливать опыт, формировать единообразную судебную практику.
Незначительное количество таких обращений граждан за защитой своих прав в суды нашей страны и ежегодное снижение количества данной категории дел не вызывает необходимости создания в Республике Беларусь в ближайшей перспективе специализированных судов в сфере административной юстиции.
Существующая в настоящее время модель судебной системы Республики Беларусь является оптимальной, процент удовлетворения жалоб (30-40%) и реальное исполнение судебных решений свидетельствует об эффективности такого вида правосудия в рамках действующей судебной системы.
Вместе с тем, Конституция Республики Беларусь не исключает возможности создания специализированных судов (административных, ювенальных) в будущем, при наличии к этому реальных предпосылок.
Одной из таких предпосылок является создание административных судов в других странах Евразийского экономического Союза, поскольку судебные системы этих стран должны быть максимально синхронизированы.
В современной экономической ситуации это очень серьезный шаг, требующий не только организационного и финансового обеспечения, но и четкого прогноза и представления всех последствий и ожидаемого эффекта.
Такой опыт у нас уже есть в виде постоянно действующих экономических судов и судебной коллегии Верховного Суда по делам интеллектуальной собственности, которая в том числе рассматривает административно-правовые споры по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе.
В заключение я хотел бы заверить всех собравшихся в этом зале в готовности судейского корпуса Беларуси к конструктивному сотрудничеству и обмену опытом во благо наших народов.
Убежден, что результаты проведения международной конференции, безусловно, внесут значительный вклад в дальнейшее развитие и реформирование административной юстиции Республики Казахстан.
Спасибо за внимание.
Председатель
Верховного Суда Республики Беларусь В.О. Сукало