«Предложения по модернизации судебного образования» Кыдырбаева Айгуль Куанышбаевна, судья Верховного Суда Республики Казахстан, координатор судебного образования

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

                   Предложения по модернизации судейского образования                                                                               

На шестом съезде судей Республики Казахстан было отмечено о необходимости повышения профессионализма судейского корпуса Казахстана. Решение этой задачи требует, прежде всего, модернизации судейского образования.

Судебное образование в Республике Казахстан осуществляется в Институте правосудия Академии государственного управления при Президенте РК в двух направлениях:

1)подготовка кадров для судебной системы;

2)повышение квалификации действующих судей и сотрудников судебной системы.

 

1.     Подготовка кадров для судебной системы.

Необходимо пересмотреть  действующий порядок формирования судейского корпуса.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» при отборе кандидатов на вакантные должности судей районного и приравненного к нему суда приоритет отдается лицам, сдавшим квалификационный экзамен в специализированной магистратуре. Съездом судей отмечено, что кадры для судебной системы должны  формироваться преимущественно из числа магистрантов Института правосудия.

В целях подготовки в специализированной магистратуре высокопрофессионального резерва судебного корпуса страны следует пересмотреть процедуру поступления в Институт правосудия  и учебную программу, сделав акцент на практике.

Поскольку магистратура Института правосудия является специализированным органом в области подготовки кадров для судебной системы, вполне обоснованным было бы осуществлять прием в магистратуру преимущественно работников судебных органов, возможно по рекомендациям пленарного заседания областных и приравненных к ним судов.

Правильным было бы также ввести  квоту по набору обучающихся, определив соотношение принимаемых на учебу пропорционально штатной численности сотрудников региона.

Поступление  в магистратуру необходимо осуществлять на конкурсной основе. Предпочтение при зачислении по конкурсу должны иметь лица, набравшие наибольшее количество баллов на вступительном экзамене, успешно прошедшие собеседование, со стажем работы в судебной системе свыше двух лет, имеющие достаточный практический, жизненный опыт, твердые общественно-политические позиции.

Необходимо ужесточить отбор претендентов. В настоящее время поступающие в магистратуру сдают экзамены по иностранному языку и устный экзамен по специальности. Практика показывает, что среди впервые назначаемых судей немало лиц, не владеющих элементарной грамотностью. В целях выяснения способности поступающих к грамотному и мотивированному изложению своих мыслей необходимо ввести дополнительный письменный экзамен в форме написания сочинения либо эссе на заданную тему.

Положительный результат принесет также опубликование в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, информации о кандидатах для зачисления в магистратуру, с предложением направлять отзывы в приемную комиссию. Данная мера позволит своевременно выявить лиц с отрицательными морально-этическими качествами.

 

В состав приемной комиссии должны входить преимущественно судьи Верховного Суда, председатель комиссии – судья Верховного Суда.

 

В случае одобрения данных предложений принятия законодательных актов не потребуется. Правила приема на обучение в Академию государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Положение, состав и порядок работы экзаменационных комиссий по специальностям утверждаются приказами ректора Академии ежегодно.

Вместе с тем, перечисленные документы в обязательном порядке должны согласовываться с Председателем Верховного Суда.

 

Необходимо закрепить норму, по которой выпускник магистратуры должен принимать участие во всех объявляемых конкурсах. При этом, дважды он имеет право подавать заявление на участие в конкурсе на замещение вакантной должности по своему выбору. В третий раз Высший судебный совет может предложить магистранту должность в суде, имеющую вакансию, на свое усмотрение. В случае отказа магистранта от назначения на данную должность, он лишается права дальнейшего участия в конкурсах. Подобная практика при назначении на должность существует во Франции.

Следует предусмотреть обязанность магистранта возместить государству сумму, затраченную на его обучение в случае отказа от участия в конкурсе.

 

Специалист, окончивший ВУЗ, получает широкие познание в области юриспруденции, но не имеет углубленных теоретических знаний по уголовному, гражданскому процессу, судебной практике, практических навыков изготовления процессуальных документов. В результате лица, впервые назначенные судьей, в основном самостоятельно с помощью опытных судей-наставников в течение первых лет работы осваивают «практическую сторону» профессии судьи, что не способствует своевременному и качественному рассмотрению дел. 

 

Поэтому необходимо усовершенствовать подготовку магистрантов специализированной магистратуры, увеличив практическую направленность в образовательных программах, в том числе разработать программу, направленную на выработку и совершенствование практических навыков в подготовке процессуальных документов, навыков по ведению судебного процесса, техники поведения судьи по отношению к лицам, которые переживают болезненные конфликты (умение допрашивать свидетеля, уважая его самовыражение, допрашивать подсудимого, уважая его достоинства и т.д.).

 

Срок обучения в магистратуре составляет 2 года, из них в течение 11 недель магистранты проходят стажировку в судах г.Астаны.

Поскольку правом поступления в магистратуру обладают лица, успешно закончившие программу бакалавриата, при этом средний балл в дипломе претендента должен составлять не ниже 4,0, предполагается, что слушатели магистратуры обладают достаточным уровнем теоретической подготовки. Целесообразно учебные программы построить таким образом, чтобы начиная со второго года обучения, магистранты проходили практику в судах. Практика магистрантов в данном случае будет служить альтернативой прохождению стажировки кандидатов в судьи, т.к. в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» лицам, окончившим специализированную магистратуру, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения.

Практическая подготовка магистрантов в судах будет осуществляться под руководством наиболее квалифицированных действующих судей (наставников) и включать выполнение всех функций судьи без права подписи процессуальных документов.

В этом направлении заслуживает внимания опыт Франции, где слушатели Национальной школы магистратуры проходят подготовку в судах, в ходе которой участвуют в судебной деятельности, но без права подписи.

По итогам прохождения практики руководители  должны будут составить отзыв, который будет содержать сведения о полученных магистрантом  практических навыках и знаниях, степени подготовки, его деловых и моральных  качествах.

Необходимо при этом повысить ответственность действующих судей за рекомендации, данные в отношении конкретного магистранта. Рекомендации, отзывы должны быть приобщены в личное дело судьи.

По окончании практического обучения магистрантом на пленарном заседании областного и приравненного к нему суда защищается отчет. Отрицательное заключение пленарного заседания препятствует допуску магистранта к сдаче государственных экзаменов и защите магистерской диссертации.

Подобная организация образовательного процесса позволит существенно повысить качество подготовки будущих судей и будет способствовать приобретению ими необходимых практических навыков судейской работы.

Для надлежащего определения условий и порядка прохождения практики магистрантом необходимо разработать соответствующее положение.

Закрепление магистрантов за конкретным судьей позволит использовать их потенциал в качестве помощника судьи.

Институт «помощника судьи» обсуждается на протяжении длительного периода времени и положительно воспринят судейским сообществом, однако до настоящего времени не нашел законодательного закрепления.

Вместе с тем законодательное введение данного института позволит  магистранту-выпускнику после окончания учебы продолжить работу в качестве помощника и целенаправленно готовиться к судебной деятельности на более высоком уровне.

С другой стороны, введение данного института существенно снизило бы нагрузку действующих судей и способствовало бы повышению качества их работы.

Положительный пример тому - опыт работы главных консультантов Верховного Суда РК. При назначении на должность судьи – это высококвалифицированные работники, которым нет необходимости в какой-либо подготовке, поскольку они свободно ориентируются в применении как материального, так и процессуального права, так как постоянно изучают дела, докладывают, составляют процессуальные документы под контролем судей Верховного Суда, многие из них окончили магистратуру.

Следующим этапом следует, по опыту Германии, ввести испытательный срок для впервые назначенных судей, что позволит избавиться от недостаточно подготовленных к судейской работе лиц по истечении срока испытания и будет стимулировать вновь назначенного судью к самообразованию, достижению положительных результатов.

Немаловажным составляющим элементом подготовки высококвалифицированных кадров является вопрос качества образовательных программ.

Верховным Судом  при согласовании тем магистерских диссертаций с учетом введения в действие с 1 января 2015 года в действие новой редакции Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, Институту Правосудия было рекомендовано детально изучить новые модели уголовного закона, уголовного судопроизводства, усовершенствованную систему исполнения уголовных наказаний и включить их в темы магистерских диссертаций.

В основном все замечания по программам  на 2014 год Институтом правосудия учтены. Но в целом вся программа обучения подлежит корректировке в свете новых требований по модернизации судейского образования.

Заслуживают внимания предложения директора Института правосудия о необходимости создать в Институте лингафонный кабинет, компьютерный кабинет, оборудовать зал судебного заседания для практических занятий, а также уделить внимание специализации преподавателей, так как существуют всего лишь 2 кафедры, и нет специализированной кафедры по административному праву.

Директором Института было выражено пожелание: на заседании Высшего Судебного Совета заслушивать мнение Института в отношении подготовленности и морально-этического облика претендента на должность судьи – магистранта. Такое же предложение прозвучало и от имени Центрального Совета Союза Судей Республики Казахстан. В целях качественного отбора целесообразно положительное рассмотрение данного предложения.

 

2.Повышение квалификации действующих судей и сотрудников судебной системы.

 

Быстрое движение общества вперед, рассмотрение в судах конфликтных ситуаций во всех сферах жизни общества, повышение роли суда, его самостоятельности, независимости повлекли резкий рост числа дел в судах. В условиях стремительных социально-экономических преобразований уровень профессиональной подготовки судей должен постоянно повышаться.

Совет Европы разработал ряд документов, регулирующих основные вопросы создания эффективной системы образования и профессиональной подготовки судей.

Профессором Каролем Бардом из Центрально-Европейского университета (Будапешт) - экспертом в области независимости судебной системы и законодательства стран Центральной и Восточной Европы проведен анализ Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» и отмечено, что большое значение имеет «регулярное обучение судей. Знающие и компетентные судьи хорошо подготовлены к оказанию сопротивления неправомерному вмешательству в свою деятельность. Это опять же та область, которой, безусловно, не вдаваясь в детали, должно быть уделено внимание в законе. При формулировании соответствующих положений следует учесть содержащееся в международных документах требование, в соответствии с которым судебная власть должна оказывать влияние на систему обучения и должна принимать участие в разработке учебных курсов».

Такие положения существуют в законах большинства государств.

Так,  в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» была введена статья  20.1. «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей», которой установлена обязательная профессиональная переподготовка и  повышение квалификации судей.

Необходимо законодательно закрепить в нашем Конституционном законе не только право, но и обязанность государства и работников судебной системы на регулярное дополнительное образование в течение всей работы в судебной системе.

Принимая во внимание, что мировым сообществом вопросу повышения квалификации придается огромное значение как одному из составляющих повышения уровня индекса независимости судебной системы, мы понимаем, что традиционные методы и формы обучения – лекции, семинары, круглые столы необходимы, но уже недостаточны.

Дальнейшее углубление специализации рассмотрения дел требует и специализацию образовательных программ.

Для более эффективного формирования групп обучающихся в Учебном плане повышения квалификации судей Института правосудия на 2014 год в  большей степени  учтена специализация судей. В предыдущие годы судьи специализированных экономических судов проходили обучение совместно с остальными судьями, рассматривающими гражданские дела. Такая организация обучения являлась не совсем продуктивной, поскольку судьи СМЭС не имеют потребности в обучении по практике рассмотрения дел по трудовым, семейным, наследственным и другим спорам, тогда как судьи остальных судов, рассматривающие гражданские дела, имеют такую потребность. В 2014 году предусмотрена отдельная программа для обучения судей специализированных экономических судов. Обучение запланировано на сентябрь текущего года.

Поскольку председатели судов обучаются отдельными группами, в программу введены темы, направленные на развитие организаторских способностей и обучению организации эффективной работы  суда районного звена.

В 2015 году планируется организация курсов повышения квалификации для судей специализированных административных судов, в связи с чем требуется разработка программы обучения с учетом их специализации.

 

Кроме того, ранее по стажу работы категории обучающихся делились на имеющих стаж работы до 3-х лет и свыше 3-лет. Учитывая, что впервые назначенные на должность судьи в большей степени нуждаются в обучении по применению теоретических знаний на практике, приобретении судейских навыков, овладении профессиональной техникой рассмотрения дел, ведения судебных процессов, составления процессуальных документов, в 2014 году сформированы отдельные группы слушателей, состоящие из впервые назначенных на должность судей, имеющих стаж работы до 1 года. Количество обучающихся – 3 группы по 35 человек.

С учетом того, что в 2014 году выделяются дополнительно 450 единиц судей, в будущем году планируется продолжить такую практику.

Необходимо модернизировать и другие формы повышения уровня судей:

-разработка программ, направленных на совершенствование у судей практических навыков и культуры проведения судебных процессов;

-совершенствование курсов дистанционной технологии обучения как эффективного метода обучения;

-разработка и издание пособий в помощь судьям по конкретным категориям дел;

-повысить оснащенность судов различными программами, базами данных, способствующих оперативному рассмотрению дел;

-увеличение практической направленности и углубленной теоретической направленности в образовательных программах действующих судей;

-расширение институтов менторства, наставничества, привлечение к указанной работе судей в отставке (соответствующие положения имеются);

-расширение международного сотрудничества по образовательным программам;

-разработка и внедрение новых дисциплин для судей («Судебная риторика», «Психология», «Ораторское мастерство», «Составление служебных документов»);

-привлечение как судей так и обучающихся магистрантов к правовой экспертизе нормативно-правовых актов;

-использование современных информационных технологий, создание компьютерных классов для обучения практическим навыкам использования компьютеров при ведении электронного судопроизводства;

-оказание практической помощи в самообразовании судей.

 

Немаловажно изучение передового опыта ведущих правовых систем зарубежных стран для внедрения лучших достижений в сферу образовательного процесса.