Уважаемые коллеги!
Судья является основным исполняющим звеном судебной
системы. Он наделен полномочиями по отправлению правосудия и
исполняет судейские обязанности на профессиональной основе.
Высокий статус судьи обязывает его быть профессионально подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, а также требует наличия
определенных высоких морально-этических качеств.
В Основных принципах ООН, касающихся независимости
судебных органов, провозглашается, что «лица, отобранные на
судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и
способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в
области права».
В судебной системе Казахстана вопросами формирования
квалифицированного судейского корпуса в определенной степени
занимается и Судебное жюри.
К компетенции Судебного жюри в настоящее время отнесены
вопросы определения профессиональной пригодности действующего судьи, возбуждения дисциплинарного производства и рассмотрения
дисциплинарных дел, а также подтверждения права судьи на отставку. Данные вопросы являются крайне важными для судебной системы.
Напомню, Судебное жюри изначально – в марте 2007 года было образовано в целях реализации поручения Главы государства (данном им на IV съезде судей республики) о разработке механизма, который бы позволял проводить своеобразную проверку профессиональной пригодности тех судей, которые часто допускают ошибки при вынесении решений и приговоров, недостаточно обосновывают свою позицию, а иногда и вовсе неправильно применяют материальный или процессуальный закон. Это был отдельный коллегиальный орган, главная задача которого состояла в том, что он проверял квалификацию и юридическую грамотность судей, слишком часто допускающих грубые ошибки в применении закона. Это была своеобразная аттестационная комиссия по определению профессионального уровня судьи.
На сегодняшний день, в соответствии с изменениями в
Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей
Республики Казахстан» от 16 февраля 2012 года в связи
с упразднением института дисциплинарно-квалификационных
коллегий судей, Судебному жюри были переданы функции
рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей.
Из почти двухлетнего опыта работы нынешнего Судебного жюри могу сказать, что такое объединение двух органов положительно сказалось на улучшении дисциплинарной системы – было преодолено давление руководства местных судов на рядовых судей, что значительно усилило независимость судей, а также установилась единая практика применения дисциплинарных взысканий.
Вместе с тем, в результате данного объединения основная функция Судебного жюри – органа, устанавливающего профессиональный уровень судьи, ушла на второй план (материалы об определении проф. пригодности судьи занимают только 10-15% от общего количества всех рассматриваемых), а Судебное жюри стал восприниматься как дисциплинарный или даже карательный орган, тогда как изначально перед ним была поставлена задача проверки квалификации и юридической грамотности судей, грубые ошибки в применении закона, отмечаемые вышестоящими судебными инстанциями при отмене или изменении судебных актов.
Кроме того, ввиду рассмотрения материалов по дисциплинарной ответственности и определению проф. пригодности судьи одним органом, в областях перестали объективно видеть их различие, а решение Жюри о принятии необходимых мер к повышению квалификации судьи стало восприниматься как вид дисциплинарного взыскания.
По действующей редакции закона вопрос об определении профессиональной пригодности судьи ставится в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел. Вместе с тем, сами эти понятия – «низкое качество …» и «систематические нарушения …» не раскрыты в законе, что дает возможность довольно широко толковать их по своему усмотрению.
На практике «низкое качество» определяется, исходя из количества отмененных и измененных судебных решений, независимо от того, явилось ли оно следствием незнания законодательства или вследствие судебной ошибки, в связи с оценкой доказательств, изменения законодательства и судебной практики и т.п.
Кроме того, в настоящее время по результатам рассмотрения материалов об определении профессиональной пригодности судьи законом предусмотрено принятие трех видов решений: 1) о соответствии судьи занимаемой должности, 2) о принятии необходимых мер по повышению профессиональной квалификации судьи, 3) о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности. Думаю, что следует расширить варианты решений, например, о необходимости изменения специализации, перемещении судьи в нижестоящий суд или другой районный суд с меньшей нагрузкой, направлении судьи на сдачу квалификационного экзамена в Квалификационную комиссию при Высшем Судебном Совете (для выпускников специализированной магистратуры (Института правосудия Академии государственной службы при Президенте РК) и др.
На основании вышесказанного, считаю, что в настоящее время необходимо решить вопрос о разделении и разграничении полномочий органа, определяющего профессиональную пригодность судьи и дисциплинарного органа, а также законодательно закрепить понятия «низкое качество отправления правосудия» и «систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел». Основания и процедура определения профессионального уровня судьи должны быть регламентированы законом четко и таким образом, чтобы исключить формулировки, позволяющие их толковать произвольно, а также дающие возможность субъективному усмотрению при решении такого важного вопроса.
Вместе с тем, я думаю, что недостаточный уровень
профессионализма судьи не может рассматриваться как виновное поведение, скорее он сигнализирует о дефектах конкурсного отбора или несоответствующих условиях работы судей, не предоставлении ему возможности доступа к повышению своей квалификации.
Считаю, что сама постановка вопроса об определении профессиональной пригодности действующего судьи, сдавшего квалификационный экзамен (окончившего обучение в специализированной магистратуре), успешно прошедшего стажировку в суде, получившего положительный отзыв пленарного заседания суда и прошедшего большой конкурсный отбор, и тем более принятие решения о его несоответствии занимаемой должности в силу профессиональной непригодности должны быть исключительными случаями на практике.
В ноябре прошлого года на VI съезде судей Главой государства была подчеркнута важность повышения профессионализма судейского корпуса Казахстана. Им было дано поручение о совершенствовании процедуры отбора судей, модернизации системы судейского образования и совершенствования работы пленарных заседаний и Судебного жюри при рассмотрении вопросов профессиональной пригодности и их дисциплинарной ответственности. Все эти вопросы взаимосвязаны и имеют общую цель – формирование высокопрофессионального судейского корпуса, которая должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев.
В настоящее время по всем этим направлениям ведется соответствующая работа. Поддерживаю мнение о целевой подготовке судей в специализированной магистратуре, необходимости увеличения времени на практическую подготовку магистрантов в судах. Считаю, что психологическая и моральная готовность кандидата является одним из наиболее важных в процессе подготовки профессионального судьи. Думаю, что введение обязательного психологического тестирования кандидатов на должность судьи обеспечит создание в республике качественного судейского корпуса.
Необходимо активизировать работу по повышению квалификации судей с учетом их специализации. Регулярное, обязательное и высокопрофессиональное обучение действующих судей особенно актуально в современный период в связи с прямым применением судами Конституции РК, общепризнанных принципов и норм международного права, постоянно изменяющимся законодательством, изменением судебной практики.
Полагаю, что при правильной организации отбора судей, при котором будут учтены профессиональная подготовка и личностная пригодность кандидата в судьи, при соответствующих условиях работы – организационном обеспечении его деятельности по отправлению правосудия, предоставлении ему возможности к повышению своей квалификации, проблемы формирования высококвалифицированного судейского корпуса в республике будут решены.
Благодарю за внимание.