Наименование проекта: Мінсіз судья (Идеальный судья)
Актуальность: Уровень доверия населения к судейскому корпусу недостаточно высокий.
Цель: Формирование высокопрофессионального судейского корпуса, на основе использования международных стандартов независимого правосудия, адекватного потребностям современного казахстанского общества.
Вопросу формирования качественного кадрового состава судов всегда уделялось важное значение в рамках судебных реформ. Сделано немало, тем не менее, результаты не в полной мере соответствуют ожиданиям современного общества.
Главные причины такого положения – несовершенный механизм отбора и продвижения судей, тенденция к преобладанию в судейской среде аппаратных ценностей, недостаточно эффективные процессы и методики повышения квалификации действующих судей, неполнота реализации принципа независимости судей.
Проект направлен на дальнейшую реализацию 17-19 шагов Плана нации путем совершенствования механизмов отбора кандидатов на судейские должности, деятельности Академии Правосудия, а также институтов подотчетности и ответственности судей.
Проект «Мінсіз судья» планируется реализовать через:
- усовершенствование системы подготовки кандидатов в судьи Академией правосудия, квалификационного экзамена и стажировки кандидатов в судьи;
- обеспечение транспарентности процедур отбора и продвижения судей, расширение доступа для «входа» в профессию;
- пересмотр действующего порядка рассмотрения жалоб на действия судей;
- изменение системы оценки и пересмотр института дисциплинарной ответственности судей;
- развитие инструментов стимулирования этического поведения судей;
- повышение законодательных, организационно-правовых и материальных гарантий внешней и внутренней независимости судей при осуществлении правосудия.
№ |
События |
Сроки |
|
начало |
окончание |
||
Этап 1: 2018 год |
|||
2.1.2. |
Обретены навыки стресс-менеджмента, коммуникации со СМИ и приемов общения с участниками процесса |
сентябрь 2018 года |
декабрь 2018 года |
3.2.1. |
Минимизировано давление на судей со стороны СМИ, социальных сетей |
апрель 2018 года |
декабрь 2018 года |
1.1.2. |
Обеспечен высокий уровень подготовки кандидатов в Академии правосудия |
апрель 2018 года |
декабрь 2018 года |
1.1.4. |
Обеспечен эффективный отбор ВСС при карьерном продвижении судей |
июль 2018 года |
октябрь 2018 года |
1.2.1. |
Система повышения квалификации способствует повышению компетентности судей |
апрель 2018 года |
декабрь 2018 года |
2.2.0.1 |
Разработан комментарий к Кодексу судейской этики |
февраль 2018 года |
декабрь 2018 года |
2.2.2. |
Союзом судей эффективно реализованы полномочия по координации работы комиссий по судейской этике и соблюдению судьями морально-этических норм |
апрель 2018 года |
декабрь 2018 года |
2.2.3. |
Судьи информированы о практике рассмотрения комиссиями нарушений судейской этики |
апрель 2018 года |
декабрь 2018 года |
Этап 2: 2019 год |
|||
1.1.3. |
Обеспечен эффективный отбор кандидатов ВСС |
июль 2018 года |
декабрь 2019 года |
3.1.3. |
Новый порядок (повышение эффективности) рассмотрения жалоб |
апрель 2018 года |
декабрь 2019 года |
2.1.0.1. |
Выявлены психологические характеристики судей по итогам комплексного исследования |
сентябрь 2018 года |
декабрь 2019 года |
3.2.2. |
Минимизировано влияние силовых органов |
январь 2019 года |
декабрь 2019 года |
Этап 3: 2020 год |
|||
1.1.1. |
Изменены квалификационные требования для назначения на должность судьи |
январь 2019 года |
декабрь 2020 года |
1.3.1. |
Минимизировано количество незаполненных вакансий по итогам конкурса и обеспечено замещение временно отсутствующих судей |
июль 2019 года |
декабрь 2020 года |
3.1.1. |
Минимизировано влияние председателя |
январь 2019 года |
декабрь 2020 года |
3.1.2. |
Совершенная оценка профессиональной деятельности |
январь 2019 года |
декабрь 2020 года |
3.2.3. |
Судья социально и материально защищен государством |
январь 2019 года |
декабрь 2020 года |
№ |
Наименование ограничения |
Описание ограничения |
1. |
Изменение задач и направлений программы |
По согласованию с заказчиком программы могут быть изменены задачи и направления программы |
2. |
Увеличение сроков реализации |
Сроки реализации программы могут сдвинуться из-за изменения его задач, отсутствия финансовых ресурсов и противостояния стейкхолдеров |
3. |
Отсутствие поддержки стейкхолдеров |
Законодатели могут не поддержать наши инициативы. Правоохранительные и другие заинтересованные госорганы могут оказать сопротивление. |
4. |
Консерватизм и неготовность судей к переменам |
Психологический барьер, отсутствие поддержки руководства судов, подавление инициативности активных и самостоятельных судей, внутренний страх могут привести к безразличному отношению к нововведениям |
5. |
Нехватка кадровых и финансовых ресурсов |
|
№ |
Наименование допущения |
Описание допущения |
1. |
Качественные кадры и условия для отправления правосудия |
Отбор наиболее достойных кандидатов с высокой квалификацией, ориентированных на строгое соблюдение морально-этических норм и готовых принять на себе высокую социальную ответственность. Соблюдение установленного норматива нагрузки, позволяющего качественно отправлять правосудие, заниматься самообразованием, участвовать в мероприятиях, направленных на дальнейшее совершенствование судебной системы |
2. |
Усиление координирующей роли Союза судей по соблюдению судьями морально-этических норм |
В Уставе Союза судей четко не определены полномочия по координации работы Комиссий по судейской этике, председатель Союза судей не в полной мере вовлечен в эту деятельность, поскольку осуществляет свои полномочия наряду с исполнением обязанностей судьи |
3. |
Исключение влияния председателя областного суда, силовых органов, обеспечение социальных и материальных гарантий |
Ряд, предусмотренных законодательством гарантий независимости судей, не реализованы, ряд – требуют приведения в соответствие с международными стандартами. |