Судебная система Швеции

Версия для печатиВерсия для печати

Судебные органы, осуществляющие отправление правосудия

В судебной  системе Швеции сложилась ярко выраженная специализация и функционируют следующие суды:

  1. общей юрисдикции (Allmänna domstolar);
  2. административные суды (Förvaltningsdomstolar);
  3. земельные и природоохранные суды (Mark- och miljödomstolar);
  4. патентные       суды      и      суды      по      рынкам      (Patent-      och marknadsdomstolar);
  5. суды по миграционным вопросам (Migrationsdomstolar);
  6. кроме того, действуют трибуналы по вопросам аренды и найма (Hyres- och arrendenämnder), наделенные судейскими функциями и осуществляющие посредничество при спорных вопросах относительно сдачи в аренду/найма помещений и прав на квартиру в составе кондоминиума.

1. общей юрисдикции (Allmänna domstolar)

Суды общей юрисдикции делятся на районные суды, апелляционные суды и Верховный суд.

Районные суды (Tingsrätter) являются судами первой инстанции и принимают решения как по уголовным, так и по гражданским делам. После подачи прокурором обвинительного акта в районный суд, его задача состоит в том, чтобы проверить, следует ли признать то или иное лицо виновным в совершении преступления.

Некоторые наиболее распространенные составы преступлений, находящихся в компетенции районного суда:

  • Насильственные преступления, такие как убийство, непредумышленное убийство и нападение
  • Сексуальные преступления, такие как изнасилование или другие преступления, сопряженные с сексуальным насилием
  • Преступления против собственности, такие как грабеж и кража
  • Преступления, связанные с наркотиками
  • Экономические преступления, такие как налоговые правонарушения и правонарушения в области бухгалтерского учета.
  • Транспортные правонарушения, такие как превышение скорости.

Гражданские дела принимаются в производство районного суда, когда две стороны не могут разрешить спор самостоятельно. Превалируют споры финансово-денежного характера: долги, покупка товаров или услуг, а также вопросы толкования того или иного соглашения/договора. Семейные споры также распространены. Это может быть в случаях, когда родители не договариваются об опеке, контактах или о месте проживания детей, а также, когда возникают вопросы установления отцовства. Районный суд также решает дела о разводе.

Районные суды также принимают решения относительно усыновления/удочерения и по вопросам банкротства.

Апелляционные суды (Hovrätter) - вторая инстанция среди судов общей юрисдикции. Любой, кто не удовлетворен приговором или решением районного суда, в большинстве случаев может обжаловать их в апелляционных судах. Апелляция обычно должна быть подана не позднее, чем через три недели после вынесения решения районного суда.

В Швеции шесть апелляционных судов. Всего в апелляционных судах работает около 800 человек.

Апелляционный суд Свеа был основан в 1614 году и является старейшим и крупнейшим апелляционным судом Швеции. Апелляционный суд является второй инстанцией по делам, связанным с уголовными делами и гражданскими делами, которые уже рассматривались в районном суде. Апелляционный суд также является второй инстанцией по делам при обжаловании решений трибуналов по вопросам аренды и найма помещений. В некоторых особых случаях апелляционный суд может также действовать в качестве первой инстанции. Среди других  задач - подготовка юристов к работе в качестве судей и подготовка заключений для Правительства относительно предложений по законотворческим вопросам.

Верховный суд (Högsta domstolen) является третьей и высшей инстанцией среди судов общей юрисдикции.

Основная задача Верховного суда - создавать прецеденты,  главным образом, в области уголовного и гражданского права через свои решения по конкретным делам, которые могут быть важны в качестве руководства для определения того, как подобные дела в будущем будут оцениваться судами общей юрисдикции и судебной властью в целом. Эту задачу обычно называют прецедентной функцией Верховного суда.

Верховный суд проверяет при обжаловании решения апелляционного земельного и природоохранного суда, апелляционного суда по патентам и рынкам, а также постановления и решения апелляционных судов общей юрисдикции.

В Верховном суде работает около 100 человек, из которых - 16 судей. Один из судей является Председателем суда. 16 судей Верховного суда называются justitieråd (членами Юридического Совета) и назначаются Правительством после открытой и публичной процедуры рассмотрения заявок кандидатов на должность судьи Верховного Суда.

2. Административные суды (Förvaltningsdomstolar)

Административные суды (Förvaltningsrätter) являются первой инстанцией среди административных судов. В административном суде оспариваются решения государственных органов. Это может, например, относиться  к  решению,  принятому  Шведским  агентством  социального страхования, Шведским налоговым агентством или социальными службами муниципалитета.

Решения административных судов можно обжаловать в четырех камеральных судах (Kammarrätter), являющихся апелляционными инстанциями.

В апелляционной жалобе указывается, какое решение обжалуется и какие его изменения ожидаются от камерального суда. Если по делу требуется разрешение на подачу апелляции, необходимо указать по какой причине камеральный суд должен предоставить разрешение на подачу апелляции. Также необходимо отразить, какие доказательства используются для обжалования и что необходимо доказать с помощью каждого конкретного доказательства. В письме также указываются обстоятельства, которые должны быть доведены до сведения камерального суда и приняты во внимание при  вынесении вердикта.

Высший административный суд (Högsta förvaltningsdomstolen) является высшей инстанцией среди административных судов Швеции. Основная задача суда - создавать прецеденты, то есть руководящие решения для органов власти, административных и камеральных судов.

3. земельные и природоохранные суды (Mark- och miljödomstolar)

В Швеции функционируют 5 земельных и природоохранных судов, задачей которых является рассмотрение спорных дел и вопросов, касающихся окружающей среды, собственности на землю, водоснабжения и канализации, а также планирования и строительства, включая:

  • разрешения на водные и экологически опасные виды деятельности;
  • дела об охране здоровья, охране природы, загрязненных территориях и опасных отходах;
  • вопросы возмещения убытков и  компенсаций, связанных с окружающей средой;
  • дела, касающиеся строительства, сноса и разрешений на землю в соответствии с Законом о планировании и строительстве;
  • дела об аренде земли (право пользования имуществом);
  • обжалование вопросов планирования;
  • дела в соответствии с Законом о развитии собственности, гражданском строительстве и правах управления;
  • дела об отчуждении (принудительном выкупе);
  • споры по поводу воды и сточных вод в соответствии с Законом об услугах общественного водоснабжения.

Следующей инстанцией для земельных и природоохранных судов является апелляционный земельный и природоохранный суд, который находится при Апелляционном суде Свеа.

4. патентные суды и суды по рынкам (Patent- och marknadsdomstolar)

Патентный суд и суд по рынкам - это специализированный суд, входящий в состав районного суда Стокгольма. Суд рассматривает в принципе все  дела и дела  по вопросам  интеллектуальной собственности, законодательства о конкуренции и законодательства о маркетинге.

Решения патентного суда и суда по рынкам можно обжаловать в апелляционный суд по патентам и рынкам при Апелляционном суде Свеа.

5. суды по миграционным вопросам (Migrationsdomstolar)

В Швеции функционируют 4 миграционных суда, в которых можно обжаловать решения, принятые Шведским Миграционным Комитетом (Migrationsverket), являющимся уполномоченным государственным органом по миграционным вопросам.

При апелляционном суде Стокгольма располагается  апелляционный суд по миграционным делам, который в качестве последней инстанции и суда, создающего прецеденты, заслушивает обжалованные решения миграционных судов в административном суде Стокгольма, административном суде Мальмё, административном суде Гётеборга и Административном суде Лулео. В 2019 году апелляционный миграционный суд вынес решения примерно по 20 500 миграционным делам.

Государственные органы судебной системы со вспомогательными функциями

Судейский Комитет (Domarnämnden) - это государственное агентство, основной задачей которого является внесение предложений в Правительство по вопросам, касающимся назначения профессиональных судей или членов трибуналов (советников) по вопросам аренды и найма. Комитет также должен вести активную и долгосрочную работу по рекрутированию профессиональных судей.

Шведская Национальная судебная администрация (Domstolsverket)  - это государственный орган, основной задачей которого является материально-техническое обеспечение судов, комитетов и государственных агентств системы правосудия Швеции.

Нотариальный Комитет (Notarienämnden) - это государственный орган, который, среди прочего, отвечает за рассмотрение дел по апелляции на решения Шведской Национальной судебной администрации, касающихся рекрутирования нотариусов или других вопросов, касающихся нотариальных услуг. Круг вопросов, которые могут быть обжалованы в Нотариальном Комитете, регулируются Постановлением о нотариате (1990: 469). Вместе с тем, необходимо отметить, что Нотариального Комитета не подлежат обжалованию.

Государственное Агентство юридической помощи (Rättshjälpsmyndigheten) - это государственное агентство, занимающееся в национальном масштабе организацией юридической помощи в соответствии с Законом о правовой помощи.

Функцией Агентства является исполнение решений суда по вопросам юридической помощи и принятие решений о правовой помощи по вопросам, которые не рассматриваются в суде. Агентство также функционирует как коллекторский орган по вопросам, связанным с возмещением судебных издержек по уголовным делам. Кроме того, Агентство рассматривает претензии и принимает меры по их урегулированию в вопросах возмещения расходов государства на юридическую помощь и расходов по гражданским делам, когда суд принимает решение об обязательстве выплаты по гражданским делам.

Согласно нормам шведского законодательства, имеется возможность обращения в Комитет по оказанию юридической помощи (Rättshjälpsnämnden), если есть основания для обжалования решений Государственного Агентства юридической помощи.

В задачу Апелляционного Комитета (Överklagandenämnden) входит рассмотрение апелляций на решения судов об увольнении и отстранении членов вышеназванных Комитетов, осуществляющих вспомогательные функции в рамках судебной системы.

Б. Основные принципы отправления правосудия

Суды в Швеции имеют четкую задачу: рассматривать дела строго в соответствии с законом и эффективно.

Суды являются основой шведского правового общества. Согласно конституционным нормам, суды самостоятельны и независимы. Ни Парламент, ни Правительство, ни какой-либо другой государственный орган, например, Шведская Национальная судебная администрация, не должны влиять, какое решение суд вынесет по конкретному делу.

Верховенство закона – основополагающий принцип шведского демократического общества.

В стране последовательно реализуется политика юридической безопасности, цель которой состоит в том, чтобы каждый в Швеции был защищен от злоупотреблений со стороны других жителей, государственных служащих/органов и общества. Это означает, что у каждого есть защита от произвольного вмешательства, например от того, чтобы не быть признанным виновным  без  достаточных  доказательств.  Это  также  означает,  что  не допускается привлечение к ответственности через судебные вердикты без четких юридических оснований, и что все граждане, независимо от социального статуса или происхождения, имеют право на беспристрастное судопроизводство.

В. Требования к кандидату на должность судьи и порядок назначения судей

Судьи назначаются на основании специального Закона (2010: 1390) о назначении профессиональных судей (далее – судей) от 25.11.2010 г. (Lag (2010:1390) om utnämning av ordinarie domare). Данный Закон довольно лаконичен и состоит из 11 статей.

Ключевую роль в процессе назначения судей играет Судебное Жюри (Domarnämnden), которое в соответствии со ст.3 вышеназванного Закона представляет Правительству предложения по вопросам назначения судей. Жюри также должно вести активную и нацеленную на долгосрочную перспективу работу для  удовлетворения потребностей страны в профессиональных судьях.

Предложения Жюри по вопросам назначения не могут быть обжалованы. Представитель Национальной судебной администрации (Domstolsverket) может присутствовать на заседаниях Жюри и выступать на них.

Ключевой момент – это рекомендательный характер решений Жюри, которые не являются обязывающими для Правительства. Вместе с тем, перед назначением кандидата, который не был предложен Жюри, Жюри должна быть предоставлена возможность прокомментировать намерение о назначении того или иного лица на должность судьи.

Первый шаг к должности судьи начинается в университете. Юридическая программа в настоящее время предлагается в семи шведских университетах (Гетеборга, Карлстада, Лунда, Стокгольма, Умео, Упсалы и Эребру) и состоит как минимум из девяти семестров обучения (180 недель очного обучения, как правило, делятся на девять семестров). Юридическая степень требует обучения, включающего 270 кредитов высшего образования, в рамках которого готовится дипломный проект в форме эссе, включающий не менее 30 кредитов высшего образования. Для получения юридической степени студент должен продемонстрировать такие знания и умения, которые необходимы для работы в профессиях, для которых юридическая степень является квалификационным требованием, а также в другой профессиональной деятельности в правовой сфере, которая требует соответствующих знаний и умений. Учеба длится, как правило, 4,5 года и завершается получением степени юриста.

После получения соответствующих оценок и квалификаций подается заявление на так называемую должность нотариуса в шведских судах, являющейся промежуточной позицией для кандидатов в судьи.

Работа нотариусом в суде - важный практический опыт для всех юристов, но особенно для тех, кто желает продолжить работу в судах Швеции. Другими словами, нотариус – это первый практический шаг после университета для получения статуса судьи.

Быть нотариусом означает проходить стажировку в административном суде или суде общей юрисдикции, в течение которой два года чередуется работа с образованием. Нотариальное образование дает ценный опыт и практику, необходимые для работы в любой юридической сфере.

Стать фискалом - это следующий шаг после стажировки в качестве нотариуса. Это также первый шаг в специальной подготовке судей, который начинается с шестимесячного испытательного срока в качестве фискала в апелляционном суде. После как минимум одного года службы предоставляется возможность выполнять судейские задания в районном или административном суде в течение как минимум двух лет. В это время есть возможность посещать программу обучения, адаптированную к рабочим задачам на различных этапах службы, чтобы углубить свои знания в различных областях юриспруденции и обменяться опытом с коллегами из других судов. Курсы проводят как опытные сотрудники из судов, так и другие эксперты в различных предметных областях.

Стажировка в качестве фискала и асессора состоит из десяти курсов продолжительностью примерно в одну неделю. Некоторые разделы являются общими для фискалов суда общей юрисдикции и административного суда. Заключительный курс разработан  как учебная поездка. Это включает посещение различных институтов ЕС в Брюсселе, Европейского суда в Люксембурге и Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

После стажировки в качестве фискала в районном или административном суде, кандидат в судьи в течение одного года работает в качестве исполняющего обязанности асессора в суде апелляционной инстанции или суде высшей инстанции. Исполняющий обязанности асессора углубленно изучает методы работы судов и получает более сложные задания, которые развивают его профессиональные навыки. Исполняющий обязанности асессора участвует в качестве судьи на лекциях и переговорах. Совместно с профессиональными судьями подготавливает  судебные решения.

После работы в качестве асессора состоит возможность подать заявление на постоянную работу в качестве профессионального судьи. Также можно подать заявление на другие квалифицированные юридические позиции, например, на должность докладчика в Верховном суде или Высшем административном суде.

Г. Особенности судебных разбирательств в Швеции

В Швеции есть две параллельные высшие судебные инстанции: Верховный суд и Высший административный суд. Основной их задачей является создание руководящих  решений (прецедентов), но в разных областях права.

В шведских судах строго соблюдается принцип состязательности, когда суд не допрашивает подсудимого, потерпевшего и свидетелей, а лишь выслушивает стороны и сам задает вопросы только в крайних случаях, если не понятен ответ участника процесса.

В шведских судах подсудимые, находящиеся под стражей, занимают место в зале рядом со своими защитниками, за столом, и имеют возможность советоваться с защитниками, не прерывая заседания.

Мера пресечения в виде заключения под стражу применяется в крайних случаях, когда речь идет об особо опасных преступлениях или исключительной личности преступника. Даже в случае осуждения виновного к лишению свободы, заключение под стражу не приводится в исполнение до решения апелляционной инстанции, и дальнейшая процедура исполнения наказания, при которой осужденный извещается о необходимости явки в соответствующие инстанции для ареста, во многом объясняется национальными особенностями, а именно высокой правовой культурой жителей Швеции, уважением к закону, четкой организацией работы органов, исполняющих приговор.

Уважение к закону и к личности в Швеции сделало возможным осуществление таких приемов ведения  процесса как рассмотрение дела в отсутствие подсудимого, допрос свидетеля по «телефону».

В сравнительно-правовой литературе отмечается царящая в судах высокая дисциплина и четкая организация судебных процессов с технической точки зрения.

В Швеции свидетелю, пришедшему в суд, в тот же день в суде выплачивается денежная компенсация за потраченный рабочий день и оплачиваются расходы на дорогу.

Согласно опросу, проведенному Европейской Комиссией и опубликованному 29 апреля 2019 г. на сайте https://www.europaportalen.se, Швеция занимает четвертое место среди 27 стран Европейского Союза по доверию граждан к судебной системе после Дании, Австрии и Финляндии.