В Послании Главы государства «Казахстан в новой реальности: время действий» особое внимание уделено вопросам верховенства закона и дальнейшей модернизации уголовно-правовой сферы.
Решающее значение в этом процессе отводится суду. Беспристрастность правосудия, обеспечение прав граждан, вовлеченных в уголовный процесс, вынесение судами справедливых и законных решений формируют у населения уважение к законам, укрепляют доверие не только к суду, но и всей государственной власти в целом.
За последние годы путем принятия Верховным судом конкретных мер в судопроизводстве утверждены основные принципы уголовного процесса, в первую очередь принцип презумпции невиновности. В определенной степени снижен обвинительный уклон в судах. Суды стали больше выносить оправдательные приговоры.
Признание судом недействительным производства по основаниям нарушения процессуальных сроков сегодня уже является нормой.
Требования судов о неукоснительном соблюдении по каждому уголовному делу всех норм и предписаний уголовно-процессуального закона дисциплинировали органы уголовного преследования. Они стали более ответственно подходить к своим обязанностям.
Поднять еще на более высокий уровень рассмотрения судами уголовных дел при неукоснительном соблюдении принципов уголовного процесса, конституционных и процессуальных прав граждан – задача, определенная в Послании Главы государства.
Один из основных приоритетов правосудия – это назначение правильного и справедливого наказания. По вопросу назначения уголовного наказания позиция Верховного суда основана исключительно на принципах закона. Гуманизм при назначении наказания должен присутствовать в отношении несовершеннолетних, женщин, тех, кто впервые оступился. И наоборот, нужна суровость к отдельным преступникам – убийцам, насильникам, педофилам и коррупционерам.
Напомним, в прошлом году на законодательном уровне ужесточена ответственность за сексуальное и бытовое насилие, педофилию, торговлю людьми, распространение наркотиков, браконьерство, управление транспортом в состоянии опьянения. Но «мягкость» сохранили некоторые санкции: за изнасилование группой лиц, половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет, похищение несовершеннолетнего и др.
Вызывают вопросы по части применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (УДО) и замене неотбытой части наказания более мягким видом (ЗМН). Согласно действующему закону (статья 72 УК) осужденное лицо при соблюдении условий – отбытия определенной части наказания, полного возмещения ущерба и отсутствия взысканий – подлежит обязательному освобождению судом условно-досрочно. Суды здесь обязаны следовать букве закона.
Мы полагаем возможным внедрить другой формат этого института. Как в ряде развитых стран, например во Франции. Там ежегодно оценивается поведение каждого заключенного. И оценивает не суд, а специальные комиссии.
В Казахстане такая модель применима по аналогии с Национальным превентивным механизмом. В состав таких комиссий следует включить представителей гражданского общества.
Президент поручил упорядочить досудебное производство по уголовным делам, законодательно регламентировать правовой статус и полномочия государственных органов в уголовном процессе на примере развитых стран ОЭСР. Здесь ключевым аспектом является разграничение полномочий органов уголовного преследования (полиция), прокуратуры (следствие) и правосудия, осуществляемого судом.
В уголовном процессе полиция должна раскрыть правонарушение, закрепить доказательства и представить их на рассмотрение прокурору. Прокурор решает, достаточно ли с правовой точки зрения этих доказательств для уголовного преследования, определяет объем обвинения, дает правовую оценку деянию, выдвигает обвинение и несет ответственность за ключевые решения и действия по делу. Суд дает оценку представленным доказательствам и разрешает дело по существу.
Имплементация основных положений модели развитых стран ОЭСР потребует внесения в действующее уголовно-процессуальное законодательство существенных изменений.
В Послании сделан акцент на необходимости реального обеспечения состязательности и равенства обвинения и защиты. Верховным судом был изучен зарубежный опыт по предоставлению суду сторонами процесса актов обвинения и защиты, а не всего уголовного дела, как сейчас. Внедрение такой практики в казахстанское уголовное судопроизводство по проступкам и преступлениям небольшой тяжести позволит обеспечить укрепление объективности уголовного процесса. Таким образом, сторона защиты проявит свою активность с первых дней досудебного производства.
Сегодня еще не в полной мере реализован потенциал института суда присяжных заседателей. В связи с этим Верховным судом инициирован закон, который расширяет подсудность присяжных. Его введение в действие в 2023 году даст мощный импульс развитию институтов гражданского общества. Вместе с тем суд присяжных существенно дисциплинирует органы предварительного следствия и ориентирует их неукоснительно исполнять все предписания процессуального закона. Судебное разбирательство по таким делам характеризуется высокой активностью сторон – обвинения и защиты при отстаивании своих позиций.
Мы ожидаем, что укрепление принципа доступности правосудия реализуется также через законодательное закрепление правил предварительного рассмотрения кассационного ходатайства в Верховном суде по всем делам в составе трех судей в открытом судебном заседании с приглашением сторон. Предлагаемая модель направлена на более тщательное изучение судьями обстоятельств дела, формирование единства судебной практики, публичное разъяснение результатов рассмотрения ходатайства.
Впереди – большая законотворческая и практическая работа. Мы полагаем, что надлежащее исполнение всех поручений Главы государства, принятие необходимых законов положительно скажутся на эффективности отправления правосудия и дальнейшем укреплении правовых институтов.
Абдрашид Жукенов, председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК,
https://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/kakoe-nakazanie-zhdet-akzharki...