Судья Верховного суда Е.Исмаилов: «Как решаются индивидуальные трудовые споры в Казахстане», «Bnews.kz», 31.03.2017 г.

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Введение в действие в Казахстане с 1 января 2016 года нового Трудового кодекса, как анонсировалось разработчиком, преследовало определенные цели. Их достижению должно способствовать, в частности, упрощение процедуры изменения условий трудового договора в условиях кризисных явлений в экономике, расширение перечня оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя, минимизация ограничений права работодателя на установление испытательного срока работникам. О том, как нововведения влияют на защиту граждан нашей страны, рассказал судья Верховного суда РК Ербол Исмаилов, передает BNews.kz.

В новом Трудовом кодексе речь идет о комплексном подходе к решению вопроса трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями путём снижения определённой нагрузки на работодателя с разделением ответственности между ним, государством и профсоюзами, предоставлении сторонам трудового договора права регулировать трудовым и коллективным договорами форму, систему и размер оплаты труда работников, усилении сферы общественного контроля путём создания на паритетных началах производственных советов по безопасности и охране труда.

Для чего создаются согласительные комиссии?

К нововведениям можно отнести и придание законодателем согласительной комиссии (создаваемой в организации, её филиалах и представительствах на паритетных началах) статуса постоянно действующего органа, осуществляющего функцию промежуточной, но обязательной стадии в разрешении индивидуальных трудовых споров.

Пунктом первым статьи 159 Трудового кодекса предусмотрено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами, за исключением субъектов малого предпринимательства (микропредпринимательства) и руководителей исполнительного органа юридического лица.

Если сторона индивидуального трудового спора не согласна с решением согласительной комиссии в целом или в части, а также в случае неисполнения решения согласительной комиссии спор считается неурегулированным. Поэтому в соответствующей части стороны в силу части первой статьи 8 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан вправе обратиться за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов в суд, который не связан с выводами согласительной комиссии и разрешает спор по существу в пределах заявленных исковых требований.

Рассмотрение индивидуального трудового спора согласительной комиссией ни в коем случае не лишает сторону права обращения в суд. При этом отмены либо изменения решения согласительной комиссии в судебном порядке не требуется.

В подпункте 16) пункта первого статьи 22, подпункте 12) пункта первого статьи 23 Трудового кодекса предусмотрено право работника и работодателя на обращение за разрешением индивидуального трудового спора последовательно в согласительную комиссию, а затем в суд.

Таким образом, сделана попытка урегулирования части индивидуальных трудовых споров в досудебном порядке, который в ранее действовавшем Кодексе также предусматривался, но на практике применялся минимально в силу его необязательности. Примечательно, что решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный ею срок, за исключением решения по спору о восстановлении на работе, которое в этом приравнено по статусу к судебному решению и в силу пункта второго статьи 161 Трудового кодекса подлежит немедленному исполнению.

Вместе с тем, обязанность создания в организации, филиалах и представительствах согласительных комиссий нормами главы 15 Трудового кодекса прямо не предусмотрена, чем злоупотребляют работодатели, ограничивая работников, чьи права нарушены, в использовании возможностей досудебного урегулирования индивидуальных трудовых споров и, соответственно, создавая препятствия для обращения в суд.

Как показывает судебная практика, иногда заявление работника, адресованное в согласительную комиссию, возвращается администрацией работодателя без передачи для рассмотрения по существу ввиду пропуска заявителем срока обращения, установленного статьёй 160 Трудового кодекса. Такая практика нарушает предусмотренное законом право работника на разрешение индивидуального трудового спора в досудебном порядке с возможностью дальнейшего обращения в суд.

В соответствии со статьёй 160 Трудового кодекса, статьёй 172 ГПК и разъяснениями, данными в пункте 5 нормативного постановления Верховного Суда от 19 декабря 2003 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров» пропуск истцом без уважительных причин установленного трудовым законодательством срока для обращения в орган по рассмотрению индивидуального трудового спора является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. В связи с этим представляется правильным ориентировать согласительные комиссии не уклоняться от рассмотрения индивидуальных трудовых споров по существу, на необходимость принятия решений по заявлениям даже в случаях их поступления с пропуском установленного законом срока, давая возможность стороне, не согласной с решением согласительной комиссии, воспользоваться правом разрешения конфликта в суде.

В связи с вопросами, возникшими у правоприменителей с введением в действие с 1 января 2016 года нового Трудового кодекса, Верховным судом проводится обобщение судебной практики с перспективой использовать его результаты для разработки проекта нормативного постановления вместо действующего нормативного постановления от 19 декабря 2003 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров». В настоящее же время Верховным судом внимание судей, специализирующихся на рассмотрении гражданских дел о трудовых спорах, акцентировано на необходимости применения разъяснений, содержащихся в вышеназванном нормативном постановлении в части, не противоречащей действующему законодательству.

Трудовые споры каких категорий работников не рассматривают  согласительные комиссии?

При применении в судебной практике введённых с 1 января 2016 года норм о рассмотрении согласительными комиссиями индивидуальных трудовых споров в досудебном порядке следует учитывать положения пункта третьего статьи 8, статей 143 и 144, других положений Трудового кодекса о том, что труд отдельных категорий работников, в том числе государственных служащих, лиц, состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных, правоохранительных органов регулируется Трудовым кодексом с особенностями, предусмотренными специальными законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, которыми не предусмотрена возможность рассмотрения индивидуальных трудовых споров согласительными комиссиями, в связи с чем на указанные отдельные категории работников положения статьи 159 Трудового кодекса не распространяются.

Однако не все возникающие у местных судов вопросы при применении норм главы 15 Трудового кодекса могут быть сняты путём дачи Верховным судом разъяснений в пределах своей компетенции. Судебная практика уже сейчас свидетельствует о необходимости более подробной регламентации порядка формирования, осуществления деятельности, принятия и исполнения решений согласительных комиссий.

Видимо, для того, чтобы определиться достигнута ли цель усиления защиты трудовых прав работников непосредственно по месту трудовой деятельности, сокращения количества доходящих до судебного разбирательства трудовых конфликтов, уполномоченному органу в сфере труда необходимо иметь хотя бы общее представление о количестве созданных в стране согласительных комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, рассмотренных и, самое важное, урегулированных ими обращений, поскольку судебная статистика показывает постоянно растущее число поступающих в производство судов гражданских дел.