"Судья – это призвание", А.Утешева, «Казахстанская правда», 17.07.2017 г.

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Судьи несут персональную ответственность за каждое из вынесенных решений. А потому и представить сложно, сколько судеб и уникальных правовых прецедентов приходится «фильтровать» вершителям правосудия через свои сердца, знания, опыт.

Вектор человечности

О работе судей, о том, насколько они профессиональны и ответственны, говорит обратная связь. От людей приходит немало писем в высшую судебную инстанцию нашей страны. Эти лапидарные образцы уходящего эпистолярного жанра тем более ценны, что в каждом из них чьи-то судьбы, нервы, бессонные ночи…

За высокий профессионализм, компетент­ность и достойную государственной структуры организацию труда благодарит «лично председателя Аккольского районного суда Акмолинской области Сулейменова Олжаса Каиржановича и его коллектив» нотариус из Астаны Ляззат Сыздыкова. «Приятно подчеркнуть, что сотрудники районного суда обладают такими качествами, как обязательность, пунктуальность, умение быстро ориентироваться в самых сложных юридических ситуациях», – пишет нотариус, искренне желая «дальнейших успехов и роста в профессиональной деятельности» всему коллективу суда.

А вот фрагмент другого письма. «Уважае­мый Кайрат Абдразакулы! Обращаюсь со словами благодарности в адрес судьи Каната Утеубаева Алмалинского районного суда № 2 города Алматы и выражаю глубокую признательность за объективное рассмотрение гражданского дела по моему иску», – пишет Ю. Хоменко из Алматы.

Профессионализм и открытость этого же судьи просят отметить и другие авторы. В феврале текущего года под председательством судьи Каната Утеубаева было рассмотрено гражданское дело по жалобе Камата Киезбаева к частному судебному исполнителю Алмасбеку Елтокову о признании незаконными его действий «по принятию отчета об оценке заложенного имущества». Авторы письма, представители истца, подчеркивают не только стремление судьи детально разобраться в деле, но и «вежливость, такт, уважительное отношение ко всем участникам процесса, строгое соблюдение закона». Желая судье Канату Утеубаеву благополучия и карьерного роста, авторы цитируют Главу государства: «Если наши судьи будут справедливыми, то и стороны будут довольны принятым решением».

Такая обратная связь лучше всяких призывов и лозунгов формирует вектор социального совершенствования в любой сфере жизни.

По внутреннему убеждению

Только высокая внутренняя культура и общий уровень развития судьи, как правило, обеспечивают цивилизованный уровень течения процесса. Иначе представитель Фемиды элементарно не вынесет всю полноту моральных (да и физических) нагрузок, многократно утяжеленных современными требованиями. Ясно также, что вне этих качеств судьи невозможны взаимное уважение сторон, их уверенность в беспристрастности, законности и обоснованности вынесенного им решения. Именно этот тезис иллюстрирует нижеприведенное письмо.

«Пятого ноября 2015 года Есильским районным судом города Астаны под председательством судьи Ж. Тогусовой вынесено решение по иску Руслана Муханова о признании приказов ответственного секретаря Министерства по инвестициям и развитию РК недействительными.

Юридический департамент министерства отмечает тщательный и основательный подход судьи Ж. Тогусовой к выполнению своих профессиональных обязанностей. Изучив все материалы дела, судья оценила доказательства по своему внутреннему убеж­дению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, руководствуясь при этом законом и совестью... Юридический департамент министерства благодарит Ж. Тогусову за всестороннее, объективное и беспристрастное рассмотрение данного гражданского дела».

Адвокат Восточно-Казахстанской областной коллегии адвокатов Наталья Герингер и глава юридического департамента ведомства Айдар Алиакпаров благодарят секретаря судебного заседания К. Турекулова «за четкую, организованную работу, внимательность и вежливость».

Профессионализм и ответственность

К слову, Наталья Герингер состоит членом Восточно-Казахстанской областной коллегии адвокатов с 2004 года. Стаж солидный, и ей есть с чем сравнивать. «По роду своей деятельности мне доводилось принимать участие в судебных разбирательствах под председательством множества разных судей в судах ВКО, – пишет она. – Мы автоматически даем оценку компетенции и психологическим особенностям своих коллег или оппонентов». В связи с этим свое почтение и глубокую признательность адвокат выразила судье специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 Восточно-Казахстанской области Сание Тутканбаевой:

«В 2016 году я участвовала при рассмот­рении двух гражданских дел под ее председательством. Первое гражданское дело было по иску об отобрании ребенка, второе – о восстановлении матери в родительских правах. Мне доставило огромное удовольствие работать в таком составе суда, поскольку судья оказалась грамотным и квалифицированным специалистом своего дела. В ходе рассмотрения дела она очень скрупулезно и тщательно исследовала каж­дое из представленных доказательств и, что особенно порадовало, дала реальную возможность каждой из сторон предоставить доказательства и подтвердить свои доводы. Так, при необходимости оказывала помощь сторонам в их получении (делала запросы, контролировала их своевременное исполнение и даже вела контроль за исполнением приводов заявленных сторонами свидетелей).

В моей практике такая ответственность встречается редко. Причем такое отношение к работе не ограничилось одним граж­данским делом, во втором процессе все было аналогично.

Для работы в специализированном суде по делам несовершеннолетних необходимо иметь и соответствующие специфике работы морально-этические принципы, которые с учетом психологии судьи как человека дадут возможность защитить интересы ребенка, как того требует закон. Морально и психологически любому из судей по уголовным или гражданским делам очень тяжело выносить свое решение, поскольку за каждым из них в той или иной степени стоит человеческая судьба. Вдвойне тяжелее выносить решение о судьбе ребенка...

Существует мнение о том, что в такие профессии, как врач, учитель и юрист, нужно идти по призванию, потому что от их работы зависят жизни. Каждый из нас встречал людей, работающих, что называется, на «голом энтузиазме», положа на алтарь призвания семью, время, нервы. Такие люди заслуживают почтения и благодарности».

Социальный эффект таких душевных признаний тем более ценен, что выражают их адвокаты – извечные, казалось бы, оппоненты судей. Как известно, в настоящее время часть СМИ и соцсети стали заложниками, мягко говоря, адвокатской несдержанности, часто граничащей с вседозволенностью. Отдельные представители этой уважаемой профессии считают вполне допустимым и этакий обывательский подход к оценке еще незавершенного процесса.

Стремление к дешевому популизму далеко не красит не только юриста, но интеллигента в целом. Однако прав был председатель Рес­публиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел, в одной из своих статей написавший: «Можно ли по поведению нескольких адвокатов делать суждение о состоянии и судьбе всей адвокатуры в целом? Конечно же нет».

В почте высшей судебной инстанции много писем, отражающих единство задач как суда, так и адвокатуры – достижение истины. Эти написанные опытными юристами послания вкупе с сотнями бесхитростных, но искренних строчек от простых граждан нашей страны утверждают уважение к решениям суда, их цивилизованное восприятие, а это есть свидетельство растущей правовой культуры в обществе, признание особой миссии отечественного суда как главного органа для точного исполнения законов.