Председатель специализированной коллегии Верховного Суда А.Кыдырбаева: «Международный совет при Верховном суде доказал свою эффективность», "inform.kz", 25.05.2017 г.

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

26 мая состоится третье заседание Международного совета при Верховном Суде РК. О работе Международного совета и других актуальных вопросах с нами побеседовала председатель специализированной коллегии Верховного Суда Айгуль Кыдырбаева. 

- Айгуль Куанышбаевна, в Казахстане в прошлом году создан новый институт - Международный совет при Верховном  Суде. С какой целью он был создан? Оправдывает ли данный орган возложенные на него ожидания?

- Целью создания Совета является внедрение международных стандартов в судебно-правовой системе Казахстана, обеспечение совершенствования правового регулирования судебной деятельности и правоприменительной практики судов. Выполнение амбициозной задачи - вхождения в тридцатку развитых стран мира, поставленной Главой нашего государства, невозможно без изучения лучших мировых практик, в том числе и в сфере судопроизводства.

Замечу, что аналоги такому институту в Казахстане уже имеются: это и Совет иностранных инвесторов при Президенте РК, а также  Совет по улучшению инвестиционного климата при Правительстве страны.

В состав Международного совета входят авторитетные зарубежные и национальные эксперты в области права, ученые и судьи.

В соответствии со статьей 77 ГПК при рассмотрении инвестиционных споров, судьи могут обратиться к членам Международного совета для получения заключения по конкретному делу. Так, за прошедший год,  отдельными членами Совета по запросу судей специализированной судебной коллегии представлены заключения на предмет определения подсудности по находящимся в производстве Верховного Суда семи гражданским делам по инвестиционным спорам. Эти заключения были учтены при принятии окончательного решения по этим делам.

Однако, деятельность членов Совета не ограничивается выдачей таких заключений. Положением предусмотрен широкий круг их полномочий.  Богатый профессиональный опыт иностранных членов Совета и отечественных экспертов позволили в минувшем году разработать Рекомендации Совета по наиболее актуальным вопросам правосудия: взаимодействия казахстанских судов с иностранными судами и арбитражами по гражданским делам, дальнейшего развития альтернативных способов разрешения споров, судебного образования на основе зарубежного опыта, разрешения споров по защите прав на интеллектуальную собственность и   развития судебных IT технологий.  

Таким образом, сегодня можно однозначно сделать вывод, что Международный совет при Верховном Суде состоялся и на практике доказал свою эффективность для выработки новых решений по развитию судов.

 С полными материалами касательно деятельности Международного совета и принятыми им документами можно ознакомиться в специальной рубрике на интернет-ресурсе Верховного Суда.

- Какие мероприятия предусмотрены Международным советом в 2017 году?

- На прошедшем в ноябре 2016 года cъезде судей Главой государства поручено  активизировать деятельность Международного совета.

В связи с этим, значимые мероприятия предусмотрены планом работы Совета на 2017 год. В него вошли такие направления, как изучение международного опыта в сфере применения и исполнения уголовного наказания в виде штрафа, регулирование представительства интересов в суде, вопросы применения прецедентного права и перспективы его внедрения в национальное законодательство. Это темы, которые на сегодня требуют серьезного системного изучения с участием членов Международного совета.

В частности, совершенствования требует институт представительства интересов в суде. На сегодня, в целях повышения профессионализма представителей мы добились, чтобы его осуществляли  люди с высшим юридическим образованием. Ведь, на практике нередки случаи, когда именно из-за неправильно составленного иска либо неквалифицированной юридической помощи сторона не может обеспечить надежную защиту своих прав и интересов в суде. А это порождает необоснованные жалобы в  адрес судов.  Поэтому  реформы в судебной системе неразрывно связаны с необходимостью реформ органов прокуратуры, адвокатуры и  представителей интересов сторон в  суде. 

Также, Министерством юстиции  подготовлен проект концепции по имплементации норм английского права в наше национальное законодательство. Вопрос находится на изучении заинтересованных государственных органов и выносится на рассмотрение Международного совета для того, чтобы разработать свои рекомендации по внедрению его принципов  применительно к казахстанской правовой, в том числе судебной системе.

Эти важные вопросы Международный совет рассмотрит в текущем году  и по результатам будут выработаны соответствующие рекомендации, с которыми любой желающий потом также может ознакомиться на нашем интернет-ресурсе.

- Айгуль Куанышбаевна, начиная с 2016 года, в Верховном Суде начала работу новая специализированная коллегия по инвестиционным спорам, председателем которой Вы являетесь. Расскажите, что сделано за это время? Какова специфика инвестиционных споров, которые рассматриваются в высшем судебном органе страны? 

-  В числе мер, принятых государством в целях улучшения ее инвестиционной привлекательности,  предусмотрено создание с января   2016 года нового инвестиционного судопроизводства.  Соответственно, были образованы специализированная судебная коллегия в Верховном Суде и специализированный состав в суде города Астаны для рассмотрения инвестиционных споров.

Для того, чтобы была понятна исключительность подсудности таких споров, объясню, что у нас практически все дела в первой инстанции рассматриваются районными судами.  Исключения составляли  лишь дела об обжаловании действий Центризбиркома, которые по правилам первой инстанции рассматривал Верховный Суд.

Теперь такой исключительный порядок распространен и на инвестиционные споры: Верховным Судом по правилам суда первой инстанции рассматриваются инвестиционные споры  с участием крупного инвестора, судом г.Астаны -  остальные инвестиционные споры.  

Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, в Верховном Суде дела рассматривают более квалифицированные судьи с большим опытом и стажем  работы.

Во-вторых,  имеется  мнение, в том числе инвесторов,  что в районных судах  есть опасность влияния  на суды  местных  органов власти.  Поэтому,  чтобы инвестор был уверен,  что его дело рассмотрят  беспристрастно  на самом высшем уровне,  эти споры и были выведены из подсудности местных судов и переданы в Верховный Суд и суд города Астаны.

В-третьих,  достигается единообразие судебной практики. Если раньше такие споры  разрешались специализированными экономическими судами различных регионов, то теперь они сконцентрированы в одном суде. Есть  возможность быстро и оперативно обсудить практику рассмотрения той или иной категории споров. На сегодня единообразие судебной практики, характеризующееся едиными подходами к толкованию и применению судами норм права, достигается не только посредством принятия Верховным Судом нормативных постановлений, разъясняющих вопросы судебной практики. При этом постановления Верховного Суда по судебным спорам также имеют определяющее значение для формирования судебной практики.

В-четвертых, сокращается общая продолжительность рассмотрения дела, сторона в более короткий срок получает окончательное разрешение спора и решение суда. 

Отмечу также, что в Верховном Суде рассматриваются и разрешаются  инвестиционные споры с участием крупных инвесторов, осуществляющих инвестиции в Республику Казахстан свыше двух миллионов месячных расчетных показателей.

При этом, споры, которые рассматривает высшая судебная инстанция страны - это споры между государственными органами и инвесторами: то есть, одной стороной всегда является  инвестор,  другой  -  государственный орган.  Это как раз и есть та работа, которую проводит специализированная судебная коллегия Верховного Суда и специализированный состав суда города Астаны.

Что касается итогов работы, то всего за первый год функционирования инвестиционного судопроизводства поступило 95 заявлений и дел по инвестиционным спорам, из которых 22 с участием крупных инвесторов в Верховный Суд и 73 - в суд города Астаны для рассмотрения по правилам суда первой инстанции.  Исковые заявления   поступили от инвесторов из США, Нидерландов, Канады и Китая. Заявления, в основном, касаются обжалования действий государственных органов в области налогообложения, охраны окружающей среды и  антимонопольных органов.

- Какие это инвесторы - иностранные или отечественные?  

- Законодательство страны не разделяет инвесторов  на  иностранных и отечественных.  В нем лишь даны такие общие понятия как «инвестор», «инвестиционная деятельность», «крупный инвестор» и другие. Поэтому, законодательством предусмотрены   одинаковые  права, одинаковые возможности и условия для всех инвесторов, осуществляющих  инвестиционную деятельность в республике.

- Сейчас много говорят о создании института обязательной досудебной апелляции для налоговых споров. Можете поделиться своим видением, как она будет работать?

  - До настоящего время обязательная налоговая апелляция не введена. Сохраняется альтернативный порядок обжалования налоговых уведомлений  либо в уполномоченный орган, либо в суд. Для того, чтобы налоговая апелляция стала обязательной, необходимы соответствующие законодательные корректировки.  Если  конкретно, то пункт  2 статьи  666 Налогового кодекса в редакции, изложенной Законом от 30 ноября 2016 года, после слов «в суд» необходимо будет дополнить словами «после обжалования уведомления о результатах проверки в уполномоченный орган». 

На сегодня, статьей 671 Налогового кодекса в новой редакции предусмотрено, что для рассмотрения жалоб на уведомление о результатах проверки уполномоченный орган создает Апелляционную комиссию.   

Статистические данные свидетельствуют о ежегодном увеличении количества рассматриваемых судами налоговых споров, что  существенно сказывается на нагрузке судей. Как показывает международный опыт, создание налоговой апелляции  снизило бы количество обращений в суды и многие налоговые  споры могли бы быть разрешены в порядке досудебного урегулирования.

В международной практике применяются различные модели налоговой апелляции в зависимости от системы права, формы государственного устройства и экономического развития страны.  К примеру, это действующие досудебные налоговые апелляции в самих налоговых органах  как в Норвегии, Австрии, России, Латвии и Китае, а также государственные налоговые  трибуналы,  входящие в состав министерства по налогам и сборам  как в Дании.  В отдельных странах, например в Великобритании и  Швейцарии действуют одновременно и налоговая апелляция в налоговых органах и  налоговые  трибуналы.

Но при любой модели налоговой апелляции количество дел, дошедших до судебного разбирательства, значительно снижается, а стороны могут  качественно и своевременно разрешить  свой спор, не обращаясь в суд.

В настоящее время, состав и положение об Апелляционной комиссии еще не утверждены  и пока не определен  статус решения комиссии. Однако, на этот институт возлагаются определенные надежды и я думаю, что скоро время покажет его эффективность.

- Айгуль Куанышбаевна, в минувшем году по сравнению с  2015   годом  общий срок прохождения гражданских дел в судах сокращен вдвое, более 82% всех гражданских дел завершаются в первом же судебном заседании. Это колоссальная цифра, что за этим стоит?

- Как вы знаете, с 2016 года в республике действует новый Гражданский процессуальный кодекс. Прошедшие почти полтора года с момента его применения судами показали прогрессивность его норм, направленных на совершенствование гражданского судопроизводства и качественную защиту оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц. И приведенные Вами цифры - это наглядное свидетельство эффективности норм ГПК.

Так, введен институт упрощённого производства для рассмотрения дел, не представляющих определённой сложности. Он даёт возможность сторонам минимизировать материальные затраты и не присутствовать на судебных заседаниях,  знакомясь при этом с материалами дела посредством удалённого доступа. По итогам  2016 года 59% всех дел рассмотрено в таком упрощенном порядке.  Порядок упрощённого производства позволил судам решить задачу по снижению нагрузки на судебную систему, а также снизить судебные издержки, обеспечив тем самым эффективную защиту в максимально короткие сроки.

Также нормами ГПК большое внимание уделено институту примирительных процедур, поскольку только с его принятием и внесением изменений и дополнений в Законы Республики Казахстан «О медиации», «О нотариате», «Об адвокатской деятельности» и Налоговый кодекс началось широкое применение медиации. В настоящее время при примирении в судах первой и апелляционной инстанций уплаченная истцом государственная пошлина возвращается из бюджета в полном объеме, а в случае примирения в суде кассационной инстанции в размере 50% от ранее уплаченной суммы государственной пошлины. Так, если в 2012 году с участием медиаторов всего было рассмотрено 122 дела, в 2015 - 6 750, то по итогам 2016 года - 19 804 дела. Это свидетельствует о том, что население  одобрило  преимущество примирительных процедур и широко использует их для разрешения конфликтных ситуаций.

Совершенствуется электронное судопроизводство,  сегодня свыше  80% исков поступают в суды  в электронном виде.

Что же касается одного судебного заседания, в котором заканчивается рассмотрение большинства споров, то это стало возможным благодаря предельно четкой и ясной регламентации деятельности суда и участников судебного заседания на стадии  подготовки дела.  Это позволяет не затягивать сам процесс, разрешив необходимые вопросы в период подготовки к слушанию.

Если же все-таки возникли основания для отложения или приостановления производства по начатому делу, то согласно принятому нормативному постановлению Верховного Суда предусмотрено не более четырех отложений по делу при наличии объективных обстоятельств.

Также хочу сообщить, что в целях дальнейшего совершенствования гражданского судопроизводства, 27 февраля текущего года внесены соответствующие изменения в ГПК. К примеру, первое слушание должно быть назначено в срок  не более десяти дней с момента подготовки дела. В течении трех дней сторонам направляется уведомление о процессе.

Таким образом, новый ГПК фундаментально улучшил правовое поле страны, с его принятием созданы максимально эффективные условия для защиты и своевременного восстановления  нарушенных прав и интересов.

- Айгуль Куанышбаевна, в настоящее время Верховным судом разработан проект Административного процессуального кодекса. Что это за кодекс и как он будет работать?

- Административно-процессуальный кодекс (АПК) разрабатывается в рамках дальнейшего развития административной юстиции в республике. Параллельно Министерством юстиции разработан проект Закона «Об административных процедурах».

Необходимость в разработке АПК  также содержится в рекомендациях  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Проект кодекса разработан Верховным Судом с учетом мнения экспертов из Германии и ряда постсоветских стран.

В основу проекта заложена модель административной юстиции Германии, одной из наиболее развитых и применяемых в таких странах постсоветского пространства как Латвия, Литва, Эстония, Российская Федерация, Азербайджан, Грузия  и  Армения. 

Предлагается процессуально обособить и регламентировать порядок разрешения споров публично-правового характера между государством и гражданином.

Это будет способствовать существенному улучшению качества государственного управления, повышению уровня доверия граждан, в том числе иностранных инвесторов к судебной системе, и является одним из необходимых условий  вхождения Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран мира.

В случае включения проекта АПК в План законопроектных работ Правительства, работа над ним будет продолжена.

- В Казахстане уже функционируют инвестиционные суды, вот-вот после завершения международной выставки ЭКСПО-2017  должен заработать Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Как будет осуществляться набор судей в арбитраж центра?

  - Согласно Закону «О Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА), для разрешения инвестиционных споров предусмотрено создание финансового суда с привлечением иностранных судей, применением англосаксонской системы права и английского языка в судопроизводстве.  Предусматривается также отдельное функционирование института арбитража.

- Для чего это делается?

- Любой инвестор, вложив свои инвестиции в экономику страны, должен быть уверен в надежной их правовой защите.  С этих позиций,  английское прецедентное право, на их взгляд, является более предсказуемым. 

 Хочу подчеркнуть, что  финансовый суд  и арбитраж МФЦА  будут функционировать вне зависимости от национальной системы правосудия. Решения суда МФЦА в казахстанских судах не могут быть обжалованы.

Специализированная коллегия Верховного Суда и инвестиционный суд Астаны продолжат работу в прежнем режиме.

Поскольку деятельность МФЦА и его органов регулируется самостоятельным законом, то порядок создания соответствующего суда и арбитража, а  также отбора в них судей и специалистов  с  конкретными квалификационными требованиями будет обеспечиваться согласно этому закону. Могу лишь отметить, что там могут работать и казахстанские судьи и специалисты, в совершенстве владеющие английским языком и знающие основы английского права. Таких  судей и специалистов в судебной системе  немало.

К примеру, в текущем  году  в целях обмена опытом,  изучения основ англо-саксонского права и  совершенствования  навыков  английской речи и письма одиннадцать судей республики и три специалиста суда выехали на обучение  по  программе «Болашак» в магистратуру престижных вузов США и Великобритании. Такая практика  рекомендована и Международным советом  в рамках совершенствования судебного образования.

- И последний вопрос. Раз заговорили об арбитраже, можно пояснить, что такое арбитражная оговорка?

 -  При арбитражной оговорке стороны договариваются, где они будут рассматривать   спор в случае его возникновения между ними.  При этом, в основном, они обращаются за разрешением спора в арбитраж, о чем  прописывается в соглашении  или договоре. При этом, указывается  конкретный арбитражный суд, куда они могут обратиться в случае возникновения спора.

Если арбитражного соглашения между сторонами не имеется, то они могут обратиться за защитой своих прав в суд общей  юрисдикции.

 - Спасибо за содержательное интервью. 

 

Читайте интервью:

http://lenta.inform.kz/ru/aygul-kydyrbaeva-mezhdunarodnyy-sovet-pri-verhovnom-sude-dokazal-svoyu-effektivnost_a3029558